«Не навреди»: российская и “забугорная” медицина – сёстры-близняшки

Кто бы что ни говорил, а медицина не имеет ни национальности, ни государственной принадлежности. Взять книгу Генри Марша «Не навреди», например. Прекрасная и правдивая книга об обреченности и чудесах нейрохирургии в Великобритании. Особенно ее стоит почитать тем, кто думает, что за границей все идеально. Настолько ли?

Те же очереди, например, на плановую операцию. Только помощь организована немного по-другому: плановый больной не лежит перед операцией неделю в больнице, а приходит туда в день операции. Почему? Да потому что лишних коек нет. После лежит в реанимации, дальше – в тесной палате, где нейрохирург говорит о том, что у человека нет шансов, в присутствии других больных. Ну, как вам такая деонтология?

Там те же проблемы с компьютерной документацией – программы зависают, анализы теряются. Разница лишь в том, что все больницы объединены единой компьютерной сетью. Только там еще вдобавок блюдется закон о врачебной тайне, и чтобы доставить историю болезни пациента из одной больницы, и его анализы из другого отделения этой же больницы высылаются разные такси… А у нас больной сам бумажки собирает. Одно другого не лучше.

О работе медсестер сам за себя говорит этот отрывок:

“Старшая медсестра еле сдерживала слезы.

– Это безнадежно! – воскликнула она. – У нас страшная нехватка персонала, а единственные, кого удалось заполучить, – медсестры из агентства, от которых больше вреда, чем пользы… А потом в новостях показывают сюжеты про ужасный больничный уход… Но мы-то что можем сделать?”

Действительно. В России журналисты тоже больше любят снимать сюжеты, чем помогать.

Работе главврачей посвящены целые две главы. В одной один из них вызывает Марша на разговор о его врачебной ошибке. Во второй уже новый главврач переодевается в санитара и рыскает по больнице в поисках врачей, которые нарушили дресс-код: оказывается, британским врачам нельзя носить на работе галстук и часы. Очень, видно, это пациентам мешает в лечении.

Так же заграничных врачей палкой загоняют на никому ненужные семинары. Тот же самый Марш, отдавший 30 лет нейрохирургии, где боролся со смертью, последствиями несчастных случаев и катастроф, дарил жизнь и приносил трагические новости родственникам, вынужден был сидеть в шумном зале и слушать лекцию о заботе о пациентах. Которую ему читал какой-то сосунок, занимавшийся доселе организацией банкетов. Знакомо?

А потом, когда он вышел оттуда весь в мыслях об умирающей пациентке, выяснилось, что ее не могут перевести в отдельную палату. И состоялся разговор со старшей медсестрой, который, несомненно, звучит бесчисленное количество раз в стенах любых больниц:

«-Думаю, миссис Т. умирает. Не могли бы мы положить ее в отдельную палату? – спросил я.
– Я знаю. Мы над этим работаем, но придется переместить кучу пациентов – у нас катастрофически не хватает коек.
– Утром я побывал на семинаре, посвященным «заботливому отношению к клиентам»…
Медсестра фыркнула.
– Такая вот дерьмовая у нас забота».

Знакомо?

Но существенная разница в другом: в Англии есть Союз защиты медиков. И когда дело касается врачебной ошибки, врач не отдувается за нее перед судом, не лишается своей должности и не тухнет в казематах до конца дней своих. За него ведут переговоры специалисты Союза, и именно эта организация выплачивает многомиллионные компенсации пострадавшим пациентам. Там понимают: гении тоже ошибаются. И берегут своих специалистов.

А те отчаянные и амбициозные хирурги, которые тоже не всегда знают, на что идут. Не проверяют работу инструментария перед операцией. И представьте – они тоже дают сбои, ломаются, и пациенты там тоже гибнут.

Это действительно очень правдивая и честная книга. Генри Марш, так же ненавидит практикантов, которых к нему присылают на обучение, и ругает государство. Просто прочтите этот отрывок.

Вы бы сказали, что это пишет британский нейрохирург? Или чувствуется в нем что-то родное, российско-медицинское? Ну, за исключением того, что на работу он ездит на велосипеде.

«И почему я до сих пор вожусь со стажерами? – корил я себя, озлобленно крутя педали. – Почему бы мне не проводить все операции самостоятельно? Почему именно я должен решать, готовы они оперировать или нет, если программу стажировки составляют гребаные политики и чиновники? Мне все равно приходится каждый день осматривать пациентов, поступающих в отделение, потому что современным молодым врачам не хватает опыта, да и в больнице они появляются нечасто. Точно, больше никого ничему учить не буду.

В стране вечно ни на что не хватает денег, так почему бы и ей не смириться с нехваткой медицинского опыта?

Да, будет целое поколение невежественных врачей. К черту будущее, пусть само с собой разбирается – я никому ничего не должен. К черту руководство, к черту правительство, к черту жалких политиков с их дурацкими расходами и к черту гребаных чиновников в гребаном министерстве здравоохранения. Пошли все к черту!»

Также автор недавно выпустил свою новую книгу под названием “Призвание. О выборе, долге и нейрохирургии” где в пух а прах разносит британскую бюрократию, которая мешает врачам лечить пациентов. Прямо всё, как у нас.

Поделиться