В ход пошла санавиация, строительство ФАПов и поликлиник, нашумевший проект «Новая поликлиника», выездные приёмы узких специалистов, телемедицинские консультации. Интересным экспериментом стало объединение медучреждений Кизеловского угольного бассейна (КУБ) под крылом пермской ГКБ № 4 – признанного лидера здравоохранения Перми.
О том, зачем это было нужно и какие изменения происходят в системе оказания медпомощи городам КУБа, рассказал автор идеи, главный врач ГКБ № 4 Андрей Ронзин.
Взяли на буксир
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: В чём была главная идея проекта?
Андрей Ронзин: Объединить слабые, финансово недееспособные учреждения с крупным, состоятельным и самодостаточным заведением. Обеспечить качественную и доступную медицинскую помощь в территориях было трудно всегда, и эта проблема касается не только КУБа. Специалистов не хватает, больницы и поликлиники не оказывают нужный объём медпомощи, чтобы обеспечивать своё существование, поэтому многие находятся в долгах. В Губахе сейчас неплохо развивается всё – от благоустройства до спорта. А вот проблему доступности медицинской помощи решить никак не получалось. В итоге мы поняли, что единственный путь – это присоединить клинику к нашей больнице.
Губернатор Максим Решетников нашу идею поддержал и подчеркнул, что все решения при реализации проекта должны приниматься только в интересах врачей и пациентов. И мы получили поддержку края. Когда мы задумывали проект, то он включал только Губаху. Но потом, после долгих переговоров, мы решили присоединить к проекту ещё два учреждения, которые находятся рядом и в похожем финансовом состоянии. Губаха в итоге стала филиалом «четвёрки» и своеобразным центром кластера, а больницы в Кизеле и Гремячинске – отделениями филиала. Проект начался в мае этого года, а уже 1 сентября мы завершили все формальности и стали единым учреждением.
– Что вы включаете в понятие «качественная и доступная медицинская помощь»?
– Это комфортные условия, качественные медикаменты, доброжелательное отношение персонала к людям и чёткое понимание того, куда направлять того или иного пациента. Сделать так, чтобы все специалисты жили там, где работают, трудно. Для небольших территорий эта задача невыполнима, так как мало кто решится туда поехать. Обязательного распределения сейчас нет, а программы целевого набора только начали действовать. Результат они дадут только в перспективе нескольких лет. Поэтому единственный вариант обеспечить доступность узких специалистов – это привозить их из Перми.
В дорогу, к пациенту
– Какие врачи выезжают в территории и как часто они принимают пациентов?
– Наши специалисты ездят в Губаху, Кизел и Гремячинск каждый четверг. С мая они провели 3,7 тыс. консультаций, сделали 12 хирургических операций, 600 УЗИ, около 160 КТ и МРТ. В Пермь мы госпитализировали 80 человек, и 50 из них – по экстренным показаниям.
В клиники КУБа ездят неврологи, кардиологи, проктологи, хирурги. Бригаду мы формируем в зависимости от запросов, которые поступают от врачей-терапевтов на местах. Самые востребованные специалисты – это гастроэнтеролог и кардиолог. Конечно, полностью покрыть потребность в специалистах мы пока не можем – для этого нужно, чтобы наши врачи постоянно находились в территориях. Но улучшить ситуацию нам вполне по силам.
– В городах вы проблему решаете. А как обстоят дела в небольших населённых пунктах?
– Мы открыли восемь фельдшерско-акушерских пунктов. В некоторых посёлках они прежде располагались в старых полуразрушенных зданиях, площадь которых к тому же не использовалась эффективно. Все новые ФАПы сейчас оборудованы в соответствии с последними стандартами оказания медпомощи. Все они уже получили лицензии, в том числе на фармацевтическую деятельность. Это важно для тех населённых пунктов, где нет аптек. Фельдшер теперь может легально продавать нужные людям препараты.
Порядок в делах
– Какие изменения в клиниках КУБа произойдут в ближайшее время?
– Сейчас мы формируем новое штатное расписание, приводим его в соответствие с объёмами оказанной помощи и выполняемой работы. Одна из главных задач – привести в порядок финансы. Будем пересматривать использование площадей, делать ремонты. Сейчас подключаем учреждения к высокоскоростному интернету – будем проводить удалённые консультации специалистов.
Что касается кадров, то медицинский персонал мы оставляем. Под нож пойдут в основном управленческие расходы. Некоторые направления выводим на аутсорсинг – это тоже позволяет учреждениям экономить. С середины октября в Губахе и Кизеле появилась компания, которая предоставляет автомобили скорой помощи. Все водители больниц сейчас работают там.
С января мы изменим работу хирургии, инфекционных и акушерских отделений: сконцентрируем их в Губахе. Основная цель в том, чтобы на местах люди получали поликлиническую помощь, а для серьёзного лечения их направляли в ближайшие крупные центры – Губаху или Пермь, где есть специалисты с нужной квалификацией. Вот что вы выберете – делать операцию у врача, который делает две операции в месяц или две операции в день? Опыт края показывает, что как только стали закрываться небольшие роддома в территориях, младенческая смертность снизилась в три раза.
Мы сейчас только в начале пути. Многим не по душе сегодняшние изменения, но они жизненно необходимы, чтобы пациент мог получить медицинскую помощь вне зависимости от территории. Нам всем нужно набраться терпения. Понадобится примерно три-четыре года, чтобы увидеть зримый результат. Хотя и сейчас сделано уже немало.
Источник: Аргументы и факты
Как сообщалось ранее, в Омской области бесплатно выполняют некоторые обязанности фельдшеров более 400 человек. Подробнее читайте: В омском Минздраве объяснили, почему почтальон бесплатно работала за фельдшера.