• Medrussia:
«Я боролся за пациента, а он сказал, что ему помогла волшебная травка»

Онкоуролог Сергей Ярмощук рассказал о своей рутинной работе, приносящей успех, и о том, почему многим кажется, что за рубежом медицина лучше, чем у нас.

В Новосибирской области людей на ноги ставят врачи самых разных профессий, некоторые специальности докторов звучат очень непривычно. Мы продолжаем серию о редких врачебных специальностях и в этот раз расскажем вам, чем занимается онкоуролог. Об этой нелегкой профессии мы поговорили с заведующим отделением онкологии и радиотерапии Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е.Н . Мешалкина Сергеем Ярмощуком.

НЕПОКОЛЕБИМАЯ ВЕРА В ЧУДО

Рака боятся все. Никто со сто процентной гарантией не может сказать, отчего появляются опухоли у того или иного человека и как от них избавиться.

– В онкологии существуют три основных метода лечения: хирургический, лучевой и химиотерапия. И очень часто в лечении используется комплексный или комбинированный подход. Нельзя одну схему применять ко всем, все всегда очень индивидуально, – объясняет онкоуролог Сергей Ярмощук. – Моя главная задача – в кратчайшие сроки и с минимальными побочными эффектами вернуть пациента к нормальной жизни. Конечно, в основе деятельности любого врача лежит борьба с недугом, но мы боремся также за увеличение продолжительности и качества жизни.

Борьба с раком – это всегда тандем врача и пациента. Последнего пугают операция, химия да и сам диагноз. А паника и душевные метания – это благодатное поле для различных предприимчивых людей.

– К сожалению, я неоднократно сталкивался с тем, что люди отказываются лечиться. Особенно запомнился один случай: молодой мужчина пришел ко мне на прием, я поставил ему диагноз «злокачественное образование», а он мне ответил: «Я в это не верю. У меня есть хороший знакомый целитель, и он меня вылечит», – вспоминает специалист. – Прошло полгода – он ко мне вернулся, но время было упущено.

Молодому мужчине с запущенной стадией помочь уже было невозможно.

– Я всегда говорю пациентам: если вы добьетесь когда-то желаемого результата подобными нетрадиционными методами, пожалуйста, придите и покажите ваш результат мне, чтобы я действительно это увидел. Но никто еще ни разу так и не пришел с положительной динамикой – только с усугублением ситуации, – вздыхает врач. – На мой взгляд, такая позиция – это иногда просто медицинская безграмотность. Пациент, конечно, не обязан обладать специализированными знаниями, но все-таки здравый смысл должен преобладать. И конечно, всегда остается свойственная русским людям вера в чудо.

Порой она просто непоколебима и доходит до абсурда.

– Тоже случай из практики: сделали пациенту операцию, провели химио-, лучевую терапию, лечили очень долго и тщательно. Все успешно. А потом пациент приходит мне и говорит: «Не верю я в эти ваши методы лечения. Когда вы мне поставили диагноз, я начал пить волшебную целебную траву. Так вот благодаря тому, что я ее пил, я и вылечился», – пересказывает беседу Сергей Ярмощук. – А то, что мы с ним делали, пытаясь сохранить ему жизнь, – он все это воспринимал как дополнение к своему «основному методу лечения». Что я могу сказать человеку в данной ситуации? «Продолжайте пить…»

Обиды на такие высказывания врач не держит.

– Мне не обидно по одной простой причине: я добился того результата, которого хотел, – человек живет, он радует своих близких, – говорит врач. – Моя задача – направить пациента, а не тащить его за руку. Я всегда озвучиваю все возможные варианты лечения, подходящие для каждой конкретной ситуации. А вот решение, лечиться или нет, принимает сам пациент!

И все равно страх победить очень сложно.

– Если операция для пациентов более понятна, то, когда речь заходит о химиотерапии, все говорят о выпадении волос, жутком состоянии и еще о чем похуже. Но грамотный подход позволяет выбрать максимально щадящий метод. Я не говорю, что это просто, но если это делать правильно, то нежелательные последствия можно минимизировать, – успокаивает специалист.

Помимо всевозможных целителей онкологам ставят в пику такие мнения: «Да вы здесь ничего не умеете. Вот в Германии, Израиле, США…»

– Медицинский туризм, который сейчас очень популярен, вполне допустим. Но вопрос в другом: кто сказал, что то же самое пациент не может получить в нашей стране? Так что возвращаемся снова к вопросу медицинской грамотности: вся ли информация доведена до пациентов, более того, до всех звеньев медицинского сообщества о том, где и что можно сделать в нашей стране – в наших клиниках и ведущих институтах страны, – объясняет проблему наш эксперт.

ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ?

– Когда я первый раз сел работать с роботом, имеющим название Да Винчи, и попробовал – то понял, что это действительно прорыв в хирургическом лечении. Поскольку «рук» у робота три и все они могут двигаться абсолютно во всех направлениях, с помощью системы Да Винчи можно проводить сложнейшие операции в недосягаемых для рук хирурга зонах – фактически через проколы на коже. Но робота можно использовать не всегда. При запущенных опухолях он не поможет, – предупреждает специалист. – Некоторые пациенты в беседах со мной задают вопросы и выражают опасения, что робот может выйти из-под контроля. Сразу говорю: да Винчи не может «сойти с ума» или «начать вертеться» – это просто инструмент. Роботом он называется только потому, что разные части этой системы взаимодействуют между собой. Здесь помогает программное обеспечение. Но по сути да Винчи ничем не отличается, например, от скальпеля. Он не двигается без команды хирурга. Плюс есть всевозможные защиты. Если хирург отошел от консоли (блока управления) и не видит операционное поле, то система блокируется. В нашем понимании робот – это искусственный разум. Но да Винчи – это не хирург-робот, а инструмент в руках хирурга.

А для того, чтобы можно было этот инструмент применять – он полезен только на начальных стадиях болезни, следует пристально следить за своим здоровьем.

– Единицы мужчин ходят к урологу после 50 лет – после 60, возможно, десятки. И это категорически неправильный подход. Мужчина должен посещать уролога регулярно, – советует специалист.

Может быть, в этом случае у Сергея Валерьевича работы поубавится, хотя, зная наш менталитет, навряд ли это возможно. Но очень хотелось бы, чтобы пациентов с запущенными опухолями было меньше.

СОВЕТЫ ВРАЧА

Заведующий отделением онкологии и радиотерапии Национального медицинского центра имени академика Е. Н. Мешалкина Сергей Ярмощук советует мужчинам придерживаться нескольких простых правил:

  1. Ежегодно обследуйтесь

Мужчина должен посещать уролога каждый год не только после 40 лет – с юношества необходимо систематически проходить хотя бы минимум обследований: флюорография, анализ крови, скрининговое УЗИ внутренних органов… В этом случае будет возможность выявить неполадки в организме как можно раньше. В плане онкологии – огромную роль в успехе лечения играет стадия рака.

  1. Занимайтесь профилактикой – санацией инфекций

Санация – это оздоровление организма. Все инфекции необходимо пролечивать. Зачастую в основе патологии, которая приводит к онкологическому заболеванию, лежит какой-то воспалительный процесс.

  1. Помните о своей наследственности

Если в семье были люди, которые болели или умерли от какого-либо заболевания, то это повод быть осторожным. Не нужно ждать 60 – 70 лет, начинайте проверять здоровье с более раннего возраста. Однако тут есть принципиальный момент: это нужно делать не так – вы пошли, провели обследования и сложили результаты стопочкой в стол. Нужно обязательно обратиться к специалисту, который может интерпретировать полученные данные.

Источник: Комсомольская правда

Как сообщалось ранее, фонд «Общественное мнение» провёл опрос, согласно которому 63% россиян предпочитают самолечение, а не поход к специалисту. Подробнее читайте: Более 63% россиян предпочитают самолечение походам к врачу.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры