• Medrussia:
В Башкирии «Земский доктор» три года судится за получение выплаты

Уже более трёх лет в Башкирии семь специалистов из больницы в Чишмах пытаются отсудить у минздрава законные деньги, которые они должны были получить по программе «Земский доктор» при устройстве на работу.

Молодой 25-летний врач Виталий Дианов перебрался из Уфы в поселок Чишмы (37 км от города) в октябре 2014 года и устроился на работу в местную районную больницу. Переехать в сельскую местность вместе с женой и маленьким ребенком он решился в надежде получить 1 миллион рублей по программе «Земский доктор». Прошло три года со дня подачи документов, а обещанных денег как не было, так и нет.

Не вписался в бюджет

До переезда в Чишмы Виталий жил с родителями в Уфе, работал в городской больнице после окончания медицинского университета. Со своей будущей женой он познакомился во время службы в армии – в 2013 году он попал в военную часть в Алкино, в Чишминском районе республики. Там в медсанчасти трудилась медсестрой красавица Елена. Между ними вспыхнули чувства, и к концу армейской службы Виталия жизни друг без друга молодая пара уже не представляла.

После демобилизации он вернулся в родную Уфу работать в той же больнице. Всего через месяц Виталий решился на переезд в Чишмы, поближе к своей любимой, благо в Чишминской районной больнице требовался рентгенолог. Тогда-то он и решил стать «Земским доктором». Программа постоянно обсуждается в профессиональном сообществе, о ней знают все врачи республики.

– Мы приехали в Чишмы в надежде получить этот миллион, чтобы решить свои жилищные проблемы. Главврач сказал ему тогда, что в его услугах нуждаются. Мой муж согласился, – рассказывает супруга Виталия. – У моей мамы там был дом, мы въехали туда втроем: я, супруг и мой ребенок от первого брака. Через некоторое время я забеременела и родила. Пока ждали положенный миллион по программе, я получила материнский капитал и мы купили в поселке старый дом, – продолжает она.

Через месяц после устройства на работу Виталия вызвали в отдел кадров для подачи документов на участие в программе. Его заверили: нужно подождать, пока специальная комиссия республиканского минздраваодобрит заявку.

Спустя месяц комиссия вынесла решение: Виталий приехал в сельскую местность слишком поздно и в бюджете на выплату ему миллиона не хватает средств. К тому же, сказали ему, больница в Чишмах не так уж и нуждается в его услугах. Бумагу с официальным отказом от министерства он прождал больше полугода – до июня 2015-го.

Спустя почти три года после переезда в поселок семье Диановых удалось продать ветхий домишко и взять в ипотеку трехкомнатную квартиру. Чтобы мечта о собственном угле воплотилась в жизнь, Виталию приходится одному работать на полторы ставки, Елена в декретном отпуске. Миллион за «Земского доктора», на который так рассчитывали, чтобы стать полноценными владельцами жилья остается пока недостижимой мечтой.

– Я все удивляюсь тому, как у нас к врачам относятся. У меня как у военной медсестры зарплата в три раза выше, чем у мужа. Как на эти деньги жить? Да еще и за ипотеку как-то платить нужно, не жить же с двумя детьми в покосившемся доме, – сокрушается Елена.

Земский доктор на селе

Федеральная программа «Земский доктор» действует по всей России с начала 2012 года и предполагает выплату миллиона рублей врачам, которые добровольно решили отправиться на работу в сельскую местность. Получить эти деньги могут молодые специалисты, в случае если районная или сельская больница нуждается в их услугах. Для этого необходимо заключить трудовой договор с больницей, подать заявление в минздрав на получение компенсации и предоставить банковские реквизиты для перечисления денег. Врач за этот миллион должен отработать на селе пять лет. Потратить эти деньги он может на любые нужды.

Изначально к участию в программе допускались медики не старше 35 лет. За пять лет действия программы власти постепенно увеличили максимальный возраст «земского доктора» до 55 лет.

В Башкирии за 4 года в сельскую местность переехали более 1000 врачей. В 2012 – 610 «земских докторов», в 2013 году – 275, в 2014-м – 50, в 2015 году – 100, в 2016 году – 150.

Действие госпрограммы подкреплено поправками к ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», которые депутаты Госдумы одобрили в 2011 году.

Самый гуманный суд в мире

После длительного молчания и, впоследствии, отказа со стороны республиканского минздрава, Виталий решил судиться. В 2016 году Кировский районный суд признал отказ минздрава обоснованным. Верховный суд Башкирии в феврале текущего года это решение отменил в апелляционной инстанции и обязал минздрав заключить с рентгенологом договор и выплатить ему 1 миллион.

Выплату должен был произвести Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Башкирии. Казалось бы, вопрос решен, но не тут-то было.

Бюрократия в действии

Получив на руки решение суда, Виталий Дианов отправился в республиканский минздрав, чтобы заключить договор.

– Договор на предоставление компенсации со мной заключил минздрав, свою подпись поставил министр здравоохранения Анвар Бакиров. В нем не было прописано, за какой именно год я должен получить миллион, только то, что деньги я должен получить в течение 30 дней. Когда сроки истекли, денег я так и не увидел, – говорит Виталий Дианов.

Из-за молчания ведомства Виталий решил обратиться к судебным приставам. Ему отказали, сославшись на то, что в выплате отказывает Федеральный фонд ОМС, а не региональный. Свой отказ Федеральный фонд мотивировал так: врач приехал на работу в 2014 году, а на дворе 2017-й, и денег для него в бюджете не предусмотрено.

Мы обратились в службу судебных приставов Башкирии, чтобы все-таки понять, как же так вышло, что они не могут по решению суда взыскать этот злосчастный миллион. И нам ответили, что у них просто нет полномочий, чтобы воздействовать на Федеральный фонд.

Рентгенолог Дианов не собирается сдаваться. В 2019 году истекает срок его работы в чишминской больнице. Подавать документы и снова вписываться в программу, чтобы на него наконец-то заложили в бюджет деньги, означает еще пять лет жизни, который он не намерен терять в Чишмах.

– Я не собираюсь повторно подавать документы, чтобы получить компенсацию в следующем году. Пяти лет в районной больнице Чишмов вполне достаточно, здесь невозможно работать, – сетует он.

По словам Виталия, все дело в предвзятом отношении руководства, которое осталось крайне недовольным из-за того, что рентгенолог судится с минздравом за положенные ему деньги. Напрямую из больницы его никто не выживает, но давление ощущается в мелочах: будь то недоброжелательный тон в разговоре с главным врачом или распределение смен дежурства в поликлинике.

Когда Виталий приехал на работу в Чишмы, персонала не хватало. Сейчас с этим уже гораздо лучше, в больнице новое оборудование и хороший ремонт, новое здание поликлиники. В 2017 году туда приехали работать еще 13 врачей, все они также стали участниками программы «Земский доктор» и ждут свои миллионы.

Нас таких много

В похожей ситуации оказались и другие коллеги Виталия. Еще шесть врачей, принявших участие в программе, остались без положенной субсидии по решению минздрава. Двое из них, Альбина Ахмадеева и Резида Еникеева также обратились в районный суд и получили отказ. Причем в случае Ахмадеевой Верховный суд поддержал вердикт первой инстанции. Она собирается оспорить это решение.

– Недавно мне удалось попасть на прием к министру здравоохранения Анвару Бакирову. Мне сказали, что наши дела будут поднимать и рассматривать по отдельности. Сейчас из семи человек, которые приехали в Чишминскую районную больницу и получили отказы от комиссии, двое, в том числе и я, до сих пор судимся. Сейчас мы с адвокатом собираем документы, чтобы оспорить решение Верховного суда, – говорит Альбина Ахмадеева.

Пока длилась судебная тяжба, молодые врачи не сидели сложа руки: они написали коллективные письма в адрес главы Башкирии Рустэма Хамитова и президента России Владимира Путина.

К их глубокому разочарованию, в ответ они получили лишь стандартные отписки: просьбы перенаправили в региональный минздрав, тот самый, который принял решение отказать им в выделении миллиона. Бюрократическая волокита дошла до того, что правительство Башкирии направило указание разрешать вопрос в администрацию Чишминского района, которая на ситуацию повлиять никак не может.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

«Впервые слышу!»

Камиль ЯППАРОВ, главный врач Чишминской районной больницы:

– Какие к нам могут быть вопросы? Мы только заключаем трудовой договор с сотрудниками, остальное делает отдел кадров минздрава. Они собирают документы и направляют заявки для участия специалистов в программе. О том, что кто-то из сотрудников судится с ними, я впервые слышу от вас.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Оксана КАЛИНИНА, юрист:

– В такой сложной конфликтной ситуации придется судиться до победного конца. В частности, Виталию Дианову следует оспорить бездействия министерств и ведомств, которые нарушают его право получить деньги на основании решения суда. Здесь речь может идти о двух исках: к региональному управлению ФССП, которое не обеспечивает исполнение решения суда, и к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, который не заложил в бюджет средства на выплату. Видимо, всем участникам этой ситуации придется обращаться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов не один раз. Как показывает практика, подобные дела выиграть вполне возможно, нужен хороший адвокат. Если юрист подойдет к делу компетентно и ответственно, то выиграть суд у министерства вполне реально, такие случаи не такая уж редкость.

Источник: KP.RU

Как сообщалось ранее, тюменка, согласившаяся перебраться в глубинку в рамках программы «Земский доктор», была шокирована состоянием предложенного ей служебного жилья. Подробнее читайте: «Земский доктор» из Тюмени получила развалюху для проживания.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры