• Medrussia:
Врач – о нововведениях 2018-го года: “Уважаемые пациенты, копите деньги!”

Врач-хирург Глеб Маренков – о том, чего ожидать в новом году от нашей медицины. 

В этом году для нас припасли много изменений, проблема только в том, что некоторые из них неоднозначны, а некоторые с точки зрения практикующих врачей крайне сомнительны. Проблема не в том, что кто-то неправ. Проблема в том, что врачи и эксперты друг от друга далеко, а в прогнозах может ошибиться и тот, и другой. Но посмотрим, что из глобального нам готовит 2018 по мнению Давида Мелик-Гусейнова и подумаем, как это может отразиться на рядовых врачах и пациентах.

«Мы ожидаем, что на лекарственном рынке появится система специальной маркировки препаратов. Уже идет полноценный процесс по ее внедрению. А также будут решены долговременные вопросы о лекарственном возмещении или страховании, и будет ли оно вообще в ближайшей перспективе»

Новость хорошая. Кто-то хотел бы пройти курс химиотерапии фальшивками? Да и если не утрировать и не брать самые тяжелые случаи – никто не хочет купить подделку вещи, а уж фальсификат лекарственного средства – вдвойне. Тот момент, когда после обсуждений и обдумываний начали работать в правильном направлении – в том числе дали производителям время на введение оборудования. Будет ли всё сделано хорошо – покажет время. Но начинание благое.

«Пока нет точного понимания, как будет складываться финансовый поток», – говорит Гусейнов.

Точного понимания этого у реформаторов, судя по всему не было и нет. Это очень плохо, нельзя планировать, не понимая из каких объемов планировать. Ничего нового в Новом году. Интереснее следующее:

«Первые лица заявляют о том, что надо подумать над комплементарной ответственностью пациента за свое лечение и его эффективность. Эти вопросы не были решены в 2017 году и найдут какое-то продолжение в новом году, где мы уже станем свидетелями реализованных действий»

В прошлом году мы были свидетелями множества закидываемых удочек в виде проекта ОМС+, доплат от неработающих лиц и прочих попыток уйти от декларируемой бесплатности медицины. Аккуратных таких удочек со множеством оговорок. О них не говорили в “прайм-тайм” по федеральным каналам, но мимо профессионального сообщества такое не проходит. С точки зрения практикующего врача – всё равно. Нам без разницы, откуда в фонд клиники придут деньги. А вот пациентам надо бы поднапрячься. Там недалеко и изменение программы госгарантий. Судя по активизации всех обсуждений этой темы – 2018 принесет нам это, как минимум в пилотных регионах. Готовьте деньги, уважаемые пациенты! В изменения зарплаты врачей после введения софинансирования не верится. В этой фразе скрываются и все рассуждения о контроле лечения, о введении бонусов для аккуратных, выполняющих все назначения врача пациентов. Но тут всё проще: при текущем отношении к паре «врач-пациент», когда действует принцип «Клиент во всём прав», про это можно забыть, не подействует. В то же время на многих уровнях, в том числе в Совете Федерации проскальзывали мысли о ликвидации ОМС как системы, где большой объем средств идет не по назначению. В целом, определенности ни у кого нет, все сходятся пока что только на одной мысли: «Что-то надо менять».

Далее по основному, что было принято в конце года.

Закон о телемедицине – вроде начинание хорошее. Закончится плохо, а точнее практически никак. Причина проста – врачи друг с другом и так свяжутся, без всяких законов. Послать сидящему дома коллеге результаты томографии или прочих исследований по мессенджеру никто не запрещал. Проконсультироваться по поводу тактики по телефону и прочее. А пациенту от введения закона вряд ли станет легче. Всё банально – консультация по скайпу занимает то же время, что очная. Даже больше, при меньшей результативности – нельзя пропальпировать в принципе, осмотреть и послушать адекватно. И где армия врачей, которые будут сидеть перед камерой? Конечно найдутся те, кто будет это делать за деньги – появятся платные сервисы. С сомнительной ответственностью консультанта для постановки многих диагнозов видео и звука недостаточно, многие вообще требуют дополнительных методов обследования. Определенную нишу телемедицина займет. Но не надо её превозносить как панацею. Панацеи не будет.

Ну и закончим на позитивной ноте. Электронные рецепты.

Я, как активно “пользующий” медицинскую информационную систему, только за. Это сэкономит кучу времени, как уже экономит сейчас. Замечательно, когда поступает пациент, а у тебя вся карта в компьютере, на рабочем столе. Информация о заболеваниях, аллергиях, операциях – как на ладони. Электронные рецепты и больничные – это следующий шаг развития системы. На тему информатизации здравоохранения вообще надо думать много,  Особенно это должно облегчить жизнь терапевтам и прочим специальностям, которые работают со льготными больными – завел шаблон, позвонил пациент или написал по электронной почте – обновил, рецепт готов в три клика мышкой. Освобождается время непосредственно для лечебно-диагностической работы. То же и с больничными – не надо будет сидеть и заполнять весьма неудобную для заполнения форму и в случае порчи – не надо будет делать ВК. Но это в идеале, приказ 624н – это отдельная тема для разговора.

Хотелось бы верить, что все законопроекты продуманы и реализуются здраво, у многих неплохой потенциал развития. Кроме анонсированного, очень хотелось бы, в частности,  наступления полной ясности по постдипломному образованию. А что будет в реальности – покажет только время.

Автор: Глеб Маренков, врач-хирург экстренной службы, город Новоуральск

Как сообщалось ранее, директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов рассказал об изменениях в системе здравоохранения, которые появятся в 2018 году. Подробнее читайте: Эксперт – об изменениях в системе здравоохранения в 2018 году

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры