• Medrussia:
Забота о больном бьет по больному

Депутат Госдумы заявил, что пациент должен нести ответственность за своё здоровье. Так как субъектом медицинского права является медорганизация, то в этой ситуации необходимо продумать механизмы страхования при котором человек нес бы ответственность за свое здоровье, заявил Николай Говорин.

«Нам важно двигаться в рамках профилактической медицины. Возможно, двигаться к страховой ответственности гражданина: человек, к примеру, не прошел диспансеризацию, его пригласили, и государство затратило на него деньги, а он не прошел диспансеризацию. Возникает вопрос: какую он несет ответственность?» – задаётся вопросом депутат Говорин.

Действительно…

Врач – это человек, обладающий уникальным набором знаний, навыков и опыта, необходимых для того, чтобы вылечить другого человека. К сожалению, эта здравая мысль, многократно совокупившись в мозгах наших граждан с такими парадигмами, как «Гиппократу давали», «святая профессия», «вы обязаны», «я – царь природы, гражданин земли» породила довольно уродливые представления о функции и сущности докторов в нашем бренном мире.

Тянулось оно давно, но последнее время в данной области наблюдается серьезный прорыв, сравнимый с теорией относительности Эйнштейна и геометрией Лобачевского. Все как-то сошлось в одно время в одной точке и озарило: святые, а Гиппократу дают! Несостыковочка? “ПАДАЖДИТЕ”! Где там у нас концепция первородного греха? Отлично! Дали Гиппократу – искупайте всю оставшуюся жизнь! Ну, а знания ваши мы вынесем в этом уравнении за скобки. Не будем учитывать, чем вы там десять лет в институтах ваших занимались. Сейчас каждый дурак может в интернете за полчаса узнать про любую болезнь. Чего там знать-то, Господи! Главное, чтобы врач был функционирующим гибридом личного раба, матери Терезы, родной мамочки и социальной службы. Слава богу, есть административные ресурсы, чтобы заставить его быть именно таким. Что? Милосердия из-под палки не бывает? Не, не слышали. Палку побольше и бить почаще, вот и весь секрет.

Не так давно был у меня случай: за три месяца (!) до обращения пациент госпитализировался с ОНМК. Перед выпиской лечащий врач пропальпировал живот и заподозрил опухоль. Поскольку пациент выписывался без серьезного неврологического дефицита, ему была дана рекомендация обратиться к хирургу амбулаторно и пройти ФКС.

Выписавшись, пациент со своей женой абсолютно ничего не делали. Возможно, они на радостях вообще не слушали, что им говорит лечащий врач, а эпикриз не читали, и вот через три месяца он вдруг выпал из страниц взятой с полки книги (допустим, что в доме имеются книги), его наконец изучили и начали действовать. Еще недели три супруги провели, якобы штурмуя неприступный бастион поликлиники. К хирургу не попасть, талонов нет, обычные отговорки. К слову, состояние пациента за это время не ухудшилось, ни непроходимости, ни токсико-анемического синдрома.

В итоге они вызвали скорую и явились в приемник требовать госпитализации, а у нас как на грех категорически запретили всю госпитализацию, кроме случаев, представляющих непосредственную угрозу жизни, да плюс еще колоноскоп сломался. Смысла в госпитализации – ноль. Услышав, что мужика не положат, и ей дальше придется самой заниматься супругом, жена рассвирепела. Она вцепилась в дверной проем, и, брызгая слюной, орала, что нет, вы положите, и вы будете отвечать!

То есть ей было в сущности наплевать, что там у мужа, главное – переложить ответственность на чужие плечи. Моих рекомендаций она просто не слышала, положите и все. И будете отвечать.

Допустим, я отвечу. Меня накажут, что они три месяца сидели дома и ковыряли в носу. Но даже если меня расстреляют, на здоровье мужика это никак не отразится.

Как это ни грустно, но приходится признать, что в итоге все равно пациент отвечает за свое здоровье. Отвечает собственной жизнью. Не прошел обследование вовремя, не выявил рак на ранней стадии – умер. Не выполнил рекомендации врача, не бросил пить и курить – умер. Не соблюдал диету при сахарном диабете – умер. Не сбросил вес, не давал себе физических нагрузок – прогрессирует ГБ и прочие прелести. И тут уж, простите, служба за попом, а не поп за службой. Человек сам должен быть заинтересован в том, чтобы жить дольше и лучше, и должен просить врача, чтобы тот ему в этом помог. Насильно в рай не тянут, дело известное.

Замечали, даже среди вполне адекватных пациентов нередко натыкаешься на такую реакцию:

– Ложиться будете?

– Ой, нет, а надо?

– Вам нужно выполнить операцию.

– Ну если надо, то давайте.

То есть у них в подкорке засело представление, что это мне надо в три часа ночи выполнять им аппендэктомию или разматывать кишки с целью ликвидации острой кишечной непроходимости. То есть я прямо вот бегу на работу, волосы назад, в предвкушении этих славных дел. И пациент приходит к логичному умозаключению: раз это надо доктору, то пусть доктор и старается. Уговаривает меня лечиться, вызывает на прием, а я еще повыпендриваюсь. Я ж бессмертный.

Не думаю, что надо законодательно наказывать пациентов. Вполне достаточно будет законодательно не наказывать докторов. Освобождение врачей от уголовного преследования даст много плюсов: Плюс клинический опыт. Плюс коллегиальность. Плюс индивидуальный подход. Плюс экономия дорогостоящих методов диагностики. Плюс комплаенс.

Пациент поймет, что не придет добрый дядя прокурор и не заставит злого дядю доктора дать ему волшебную пилюлю от цирроза после того, как он двадцать лет не слушал рекомендацию бросить пить. Поймет, что врачу, в общем, пофигу, принимает он таблетки или нет, ест конфетки или воздерживается. Каждый делает свое дело и отвечает за свои действия прежде всего перед самим собой.

Автор: писатель, врач, Мария Воронова.

Как сообщалось ранее, в России с этого года внедрены новые правила диспансеризации взрослого населения. Обследования будут проходить теперь чаще. Подробнее читайте: Депутат Госдумы заявил о введении ответственности для пациентов за их здоровье

Loading...
Voronova Maria
Искренне и без цензуры