• Medrussia:
“Что мы всё о врачах? Может пора пациентов учить этике?”

Врачей Москвы учат правильно общаться с пациентами — специальную программу для медиков запускает столичный департамент здравоохранения, передаёт “Коммерсант”. Одна из причин — участившиеся конфликты с пациентами и даже случаи избиения врачей. В 2016 году на них нападали более 1000 раз, сообщается в статистике Минздрава. 

Опасней всего работать в скорой помощи — на бригады приходится почти половина случаев применения насилия. Решат ли курсы переквалификации проблему? И чему там будут учить?

Председатель независимого профсоюза скорой помощи «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков сам сталкивался с угрозами со стороны пациентов. По его словам, чаще всего о таких случаях медики предпочитают умалчивать: «У Минздрава заниженная статистика, потому что становится известно лишь о трети инцидентов. У меня был случай — мы на улице подобрали пьяного и хотели отвезти его в больницу, но он в какой-то момент проснулся, и, не разобравшись, выхватил нож и напал на бригаду. Тогда мы развернули машину и поехали в полицию, где нас “развернули”, сказав, что с буйным иметь дело не будут. Если брать Москву, то 90% медиков в столице — это иногородние, которые приехали из регионов зарабатывать деньги и зачастую трудятся на 1,5 ставки. Согласитесь, что здесь не самые маленькие зарплаты.

Поэтому врачи и фельдшеры будут терпеть многое, потому что им работа дороже.

Кроме того, если подобные инциденты обнародуются, то это потом негативно отражается и на графике работы, и на подработках».

Депутаты уже несколько раз пытались ужесточить наказание за избиение врачей. Меры воздействия на нарушителей предлагались разные — от крупного штрафа до пожизненного заключения. Однако ни одной из инициатив не удалось пройти второе чтение, отметил член комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный: «Крайние варианты — приравнивание медиков к сотрудникам полиции и, соответственно, разрешение им пользоваться электрошокерами и газовыми баллончиками — были отвергнуты правительством и Верховным судом. Пока речь идет об усилении уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности медработников. Первое чтение законопроект прошел и пока отдан на доработку. Речь идет не только о непосредственном нападении на врачей, но и об угрозе жизни того пациента, который, например, находится в карете скорой помощи, а она не может проехать по разным причинам, включая транспортную блокировку. Вот в таких случаях при отягчающих обстоятельствах планируется введение наказания в виде лишения свободы сроком до четырех лет. Но в основном, конечно, речь будет идти о штрафах разного рода».

Избежать конфликтов между врачами и пациентами можно, уверен первый заместитель директора Национального научно-исследовательского института общественного здоровья Александр Линденбратен. В частности, в рамках курса по бесконфликтному общению медиков должны научить понимать проблемы пациентов, для чего докторам понадобится помощь социологов и психологов: «Интересы пациента при оказании медицинской помощи должны обязательно учитываться. Так что в этот курс, на мой взгляд, должны включаться вопросы этики и взаимоотношений между больными и медработниками, а для этого нужно изучать ожидания пациентов и проводить соответствующие социологические исследования. Кроме того, должны быть учтены вопросы риск-менеджмента, то есть предупреждения конфликтов. Таким образом в программе должны принимать участие психологи, социологи и так далее».

Руководитель “Медицинской России Игорь Артюхов заявил в радио-эфире “Коммерсант-ФМ”, что скептически относится к эффективности таких курсов.

“Если речь идёт о налаживании продуктивного взаимодействия между врачом и пациентом, то «меч» этического просвещения должен быть обоюдоострым. Вопреки расхожему мнению, зачинщиками конфликтов чаще всего являются именно пациенты, поэтому логичнее организовать комплексный подход, обучая и врачебное сообщество и пациентское. Только есть один нюанс: на подобные мероприятия медиков, например, можно согнать в насильственно-добровольном порядке. С пациентами это не пройдёт. И если мы объявим набор на курсы для пациентов, то на них просто никто не придёт, потому что посетители медучреждений априори считают себя всегда правыми. А то мы всё о врачах да о врачах. Наших граждан самих надо бы этике общения с медработниками обучать, хотя это вряд ли поможет.

К тому же, я считаю, что есть значительный слой пациентов, на которых не действуют никакие приёмы этического воздействия. Медработники до сих пор законодательно не защищены, несмотря на то, что нападения, угрозы, помехи работе и необоснованные кляузы освещаются в СМИ почти каждый день. Будут ли эти курсы эффективны? Не думаю. По крайней мере, я ещё не слышал о таких прецедентах, чтобы подобными лекциями можно было бы повысить качество работы врачей и пресекать потребительский экстремизм среди пациентов.

Да и вообще нередко вопросы, связанные с установлением контакта между людьми – это плоскость воспитания. Если человек не воспитан или воспитан, но скверно, никакие курсы ему не помогут. И это касается абсолютно всех профессий”, – сказал Артюхов.

Как сообщалось ранее, рентген-лаборант Семен Михайлов из подмосковного Орехово-Зуева, избитый на рабочем месте братом пациентки, проиграл апелляцию. В жалобе он просил переквалифицировать дело на покушение на убийство и ужесточить наказание преступнику. Однако суд выставил медика провокатором, обвинил в нарушении врачебной этики и оставил приговор без изменений. Подробнее читайте: «Он нарушил врачебную этику и заслуживает избиения»

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры