• Medrussia:
Российская медицина для любителей фаст-фуда

Помните те золотые времена, когда МакДональдс считался рестораном и поход в него был праздником? Меня туда водили только по праздникам, и только сразу после зарплаты, потому что тогда он был дорогим удовольствием. Сейчас, конечно, все не так. 

Улицы более или менее крупных городов пестрят всевозможными кафе, ресторанчиками, барами, пабами, кальянными – только выбирай! Любой, даже самый искушенный гурман, может найти местечко по душе и получить удовольствие не только от изысканной кухни и напитков, но и от симпатичных и подчеркнуто вежливых официантов и официанток. Не удивительно, что на этом фоне МакДоналдс и иже с ним потеряли свою привлекательность и воспринимаются в основном, как бесплатный общественный туалет.

То же произошло и с путешествиями: мало кого нынче радует Анапа при наличии доступных путевок в Турцию и Болгарию, да еще и по системе all inclusive.

Мир меняется, уровень жизни медленно, но верно растет. Казалось бы, что в этом плохого?

Мы знаем, что у каждого явления всегда есть обратная сторона, так же, как у лекарств есть побочные эффекты. И побочным эффектом повышения уровня жизни и доступности многих услуг стала повальная избалованность.

 Менталитет наших народов, увы, таков, что не дифференцирует, где возможность капризничать, выбирать и требовать уместна, а где ее нет, поскольку быть не должно.

 All inclusive, по мнению обывателей, теперь должен быть везде, и совершенно неважно, сколько они за это заплатили и заплатили ли вообще хоть сколько. Даже в медицине. Особенно в медицине.

“Девушки (иначе к врачу и медсестре обращаться не принято, даже если каждая из них через неделю собирается на пенсию и является мужчиной) мне надо снимок сделать”. Это, собственно, начало беседы.

Пациент не предъявляет жалоб, не выдает анамнестических сведений – да что там! – он даже не здоровается. Он просто ставит перед фактом уставших и ничему уже не удивляющихся медиков, не конкретизируя, впрочем, какой именно снимок и почему именно снимок. Попытка врача выяснить, что же все-таки беспокоит уважаемого пациента, а также провести осмотр и назначить необходимые исследования, помимо снимка, вызывает у вновь прибывшего бурю негодования. “Не нужно меня смотреть! Просто дайте направление на снимок!” Если врачу все же удается осмотреть пациента и согласиться с ним в необходимости рентгенологического исследования, он, как правило, слышит возмущенно-торжествующее  “Ну я же говорил! И стоило время тратить?”. В случае, когда выясняется, что рентген гражданину не показан, врач и медсестра выслушивают в свой адрес проклятья, угрозы, обещания написать жалобы главврачу, министру, президенту, Господу Богу и выше.

Аналогичная ситуация складывается и с лечением. Фразы “Выпишите мне сумамед от поноса, лористу от глистов и диазепам от кашля” слышны от каждого третьего пациента поликлиники, и часто сопровождаются негодованиями в духе “Я сам(а) лучше знаю, что и от чего мне помогает!”

Что в итоге? Конечно, поначалу пытаемся воззвать к разуму, объяснить азы анатомии, физиологии и фармакологии. Но после внеочередного требователя, слышащего только себя и доверяющего исключительно интернету, идем у них на поводу. Назначаем ненужные исследования и выписываем бесполезные лекарства. Потому что “Вам что, сложно?”. На самом деле несложно, абсолютно несложно. Сложно будет потом вам, но вы все равно этого не поймете и не поверите. До поры.

 С госпитализированными больными происходит та же история, только врачам стационаров еще сложнее: ведь контактировать с ними приходится не 15 минут, а несколько дней и даже недель. Госпитализированные пациенты, как выясняется, абсолютно не видят разницы между больницей и санаторием, и считают, что, коль уж они лежат в отделении колопроктологии, почему бы не обследовать заодно сердце, почки, глаза? Они искренне недоумевают, когда узнают, что в больнице нет какого-либо специалиста и его не пригласят по их требованию при отсутствии показаний.

Не следует забывать, что вместе с больными в отделениях стационаров присутствуют их ничуть не более здоровые родственники, которым, так же, как и пациентам, виднее, чем лечиться надо, а чем нет.

Конфликтных ситуаций возникает масса. Здравый смысл конфликтует с мракобесием, профильное образование – с абсолютной некомпетентностью, попытки вылечить – с нежеланием лечиться.

А причина этому одна: всеобщая избалованность и отсутствие не то, что понимания, но даже желания понять разницу между “хочу” и “надо”, между дорогим пятизвездочным отелем и государственной больницей.

Возможность выбирать то, что нравится – большое благо, но лишь в тех ситуациях, когда она уместна. В медицине же нужно выбирать не то, что нравится, а то, что эффективно.

Почувствуйте эту разницу, и тогда нам станет проще и приятнее работать, а вам – быстрее и качественнее лечиться.

Автор: врач Маргарита Алексеева

Как сообщалось ранее, ещё в 2015 году фракция КПРФ внесла в Думу законопроект о введении моратория на закрытие государственных медицинских учреждений и увольнение работников сферы здравоохранения. Подробнее читайте: Российские медики получают зарплату меньше сотрудников «Макдональдс»

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры