Общепрофильная бригада скорой медицинской помощи, согласно приказу Министерства здравоохранения РФ, должна состоять минимум из двух медработников и водителя, однако на практике фактически во всех регионах РФ это правило нарушается; часто фельдшер или врач заходят в квартиру к пациенту в одиночку, что может создавать угрозу для их жизни. Об этом в воскресенье ТАСС сообщила сопредседатель профсоюза медработников “Действие” Екатерина Чацкая.
Ранее в Саратове было совершено нападение на фельдшера скорой в квартире, куда она приехала на вызов.
“Здесь есть такая правовая коллизия, приказ министерства есть, но он носит рекомендательный характер, по факту эти приказы не работают. Есть такая проблема. Бригады не укомплектованы, ездит один врач или фельдшер с водителем”, – сказала Чацкая. Она отметила, что при этом водитель не может оставить машину по правилам, поэтому фельдшер или врач идет один, а что его уже там ждет – неизвестно.
Это не только создает риски для жизни медработника, но и не позволяет выполнить свою работу. К примеру, когда встает вопрос о транспортировке больного. Если в квартире нет родственников, которые помогли бы донести пациента до машины, то либо водителю приходится нарушать правила и покидать машину, либо врачу приходится искать прохожих или соседей, которые помогли бы. Чацкая отметила, что проблема неукомплектованности бригад есть во всех регионах России. Она возникает и из-за условий, в которых не хотят работать медработники, и из-за сокращений и экономии бюджета.
Приказ есть, ответственности нет
Как сообщил ТАСС главный внештатный специалист Минздрава РФ по скорой помощи Сергей Багненко, “согласно действующему приказу министерства здравоохранения бригада должна состоять минимум из двух медицинских работников. Но сколько должно войти в дом не оговаривается”. “Может второй фельдшер остался в машине до выяснения ситуации”, – отметил он.
Сопредседатель “Действия” Андрей Коновал сказал ТАСС, что на практике привлечь администрацию станции скорой помощи к ответственности за неукомплектованность бригады фактически невозможно. К примеру, проблема со станцией в Уфе решается еще с 2014 года. “Нам так и не удалось ни юридическими, ни судебными методами привлечь администрацию станции к ответственности, которая не исполняет этот федеральный норматив по количеству сотрудников на бригадах”, – сказал он. При этом прямой ответственности за нападение на сотрудника неукомплектованной бригады станция тоже не понесет: “Нам неизвестны такие прецеденты, чтобы администрация понесла ответственность”, отметил он.
По словам Коновала, ситуация с нападениями на врачей, которые фиксируются в стране регулярно, очень сложная. Врач, конечно, может защищаться, если на него нападут, однако часто это женщины, которые не могут противостоять мужчинам. А если медработник использует спецредства (к примеру, газовый баллончик), это обернется большим скандалом и последствиями для самого врача.
“Сейчас внесена законодательная инициатива по введению уголовной ответственности за нападение на медработников, предусмотрены достаточно жесткие меры наказания, но это не панацея, проблема должна решаться системно. Бригады должны быть укомплектованы в полном объеме, нужно восстанавливать должность санитара”, – подчеркнул Коновал.
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Как сообщалось ранее, конфедерация труда РФ приветствует предложение своей членской организации — межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» — об ужесточении наказания за нападение на медиков после инцидента в Саратовской области. Подробнее читайте: Конфедерация труда РФ поддержала ужесточение наказания за нападение на медиков.