Впрочем, везде есть своя специфика, а значит, пути выхода из кризиса здравоохранения должны отличаться. Карелия и Коми, Заполярье и Псковщина – в чем же особенности региональной медицины и что нужно, чтобы обеспечить ее кадрами, выяснял «Общественный контроль».
В конце прошлого года министр здравоохранения Коми Дмитрий Березин сообщил, что штат врачей в регионе укомплектован на 52,4%, то есть фактически из двух необходимых работает один. С тех пор, как сообщила «Общественному контролю» председатель республиканской организации профсоюза работников здравоохранения Ольга Федулова, кадровый голод в отрасли остался на прежнем уровне.
По ее словам, ситуация с кадрами немного улучшилась только в близлежащих к столице Коми Сыктывдинском и Корткеросском районах. Молодые специалисты, приезжая туда на работу, получают по 1 млн рублей по программе «Земский доктор». Таким образом у них появляется возможность купить себе квартиру в Сыктывкаре.
В северных же районах наблюдается отток населения. И вместе со всеми север покидают и медики, особенно средний медперсонал.
Между тем в Коми действуют три медицинских колледжа, способных на 100% обеспечить кадрами все государственные медучреждения. Однако их выпускники предпочитают устраиваться в коммерческие организации, где выше зарплата.
Кроме того, врачи и медсестры стареют, а молодежь не торопиться отправляться в Воркуту или Печору, поскольку средняя заработная плата молодых врачей составляет всего 15 тысяч рублей.
– Если бы в распоряжении главврачей имелись какие-то дополнительные меры материальной поддержки молодых специалистов, то проблему дефицита кадров как-то можно было бы решить, – убеждена Ольга Федулова.
Одним из выходов из сложившейся ситуации профсоюзный лидер видит в распространении действия программы «Земский доктор» на города с населением до 100 тысяч человек. Тогда в Воркуту, Печору и Инту проще было бы привлекать молодых специалистов.
Ольга Федулова сообщила корреспонденту ОК-информ о том, что республиканский минздрав заключил соглашения с муниципалитетами о выделении служебного жилья медикам, но не все муниципалитеты это делают. Где-то просто нет свободных квартир, а кто-то не хочет этим заниматься. Медицинские учреждения Коми (кроме коммерческих) находятся в республиканской собственности и финансируются из республиканского бюджета. Следовательно, выделение муниципального жилья медикам может рассматриваться как нецелевое. Поэтому механизм передачи таких квартир в государственную собственность Коми необходимо закрепить отдельным нормативно-правовым актом.
Сходная проблема с медицинскими кадрами и в Карелии: нехватка специалистов в сельских районах республики. Ситуация тем не менее имеет ряд специфических черт, которые связаны с территориальными особенностями региона. Суровый климат, удаленные друг от друга населенные пункты, число жителей которых медленно, но верно сокращается – эти факторы не способствуют желанию врачей начать практику в карельской глубинке. В итоге медики в больницах вынуждены работать с повышенной нагрузкой и в тяжелых условиях.
В качестве стимула здесь с 2012 года также действует программа «Земский доктор», реализуемая на средства федерального и республиканского бюджетов. В ее рамках молодые врачи, уезжающие на работу в районы Карелии, могут получить единовременную выплату в 1 млн рублей. Причем молодость здесь – понятие относительное. Программа, изначально рассчитанная на специалистов до 30 лет, теперь расширена на врачей до 50 лет.
В республике за время действия «Земского доктора» программой воспользовались более 70 медиков. Учитывая прошлогодние показатели, в этом году ее предварительный бюджет составит 18 млн рублей.
Также республиканские власти привлекают в районы и медиков со средним профессиональным образованием – им полагается награда в 200 тысяч рублей, и трое фельдшеров уже воспользовались предложением.
Тем не менее потребность Карелии во врачах по-прежнему составляет около 150 человек, и подавляющая часть вакансий предполагает сельский образ жизни.
Другой важный путь решения кадровых проблем определяется наличием в регионе учебного заведения с солидной историей – медицинского института Петрозаводского государственного университета. Помимо подготовки квалифицированных специалистов, учебное заведение занимается и последипломным обучением, а также формирует модель непрерывного профессионального образования в медицине. Однако значительное число выпускников вуза предпочитает уезжать за пределы республики, рассчитывая найти работу в крупных городах с более высоким уровнем зарплат.
Не так давно в ведомственные квартиры областного центра въехали семьи молодых врачей. Среди них были и доктора, переехавших из Донецкой области и Одессы. Всего же по данным Государственного комитета по здравоохранению и фармации за последние шесть лет областные власти приобрели 96 служебных квартир, из которых 49 – для медицинских учреждений Пскова. В 2017 году в областном бюджете предусмотрено 5,2 млн рублей на покупку жилья медработникам и 3,8 млн рублей на компенсацию ипотеки.
В целом же с 2011 по 2016 год на меры социальной поддержки медицинских работников из областного бюджета выделено 245 млн рублей. Помимо жилья, эти средства направлялись на предоставление льготной ипотеки, выплату подъемных молодым врачам и прочие компенсации. За время реализации мер соцподдержки подъемные выплачены 423 медикам региона. В тоже время, по данным руководителей лечебно-профилактических учреждений, в области сейчас 477 вакансий. В некоторых районах уже помногу лет нет тех или иных специалистов, например – педиатров.
По словам заслуженного врача России, руководителя комитета по социальной политике Виктора Антонова, дефицит медицинских кадров в регионе «не всегда упирается в решение только лишь социальных проблем».
– Раньше была отработана и успешно функционировала такая система, когда врач районной больницы, показавший хорошие результаты, направлялся на учебу в ординатуру – и по окончании он уже знал, что его следующим местом станет клиническая больница. Или другой медицинский центр, где он сможет расти профессионально, – подчеркнул Виктор Антонов. – Сегодня, если доктор оказался в районе, это почти пожизненно, что, по сути дела, ставит крест на его профессиональном росте. Если в областном центре у нас вакансий практически нет, то в глубинке не хватает ни медицинских сестер, ни докторов. Не говоря уже о врачах узкой специализации – это раз. Вторая проблема – это, конечно, заработная плата, которая при всех натяжках оставляет желать лучшего.
В Заполярье сейчас не утихают скандалы. Врачи и пациенты постоянно пишут петиции во все возможные инстанции. Регулярно в социальных сетях размещают информацию о задержках заработной платы, закрытии медучреждений и брожении среди врачей.
Одну из последних жалоб опубликовали сотрудники Мончегорской центральной районной больницы: они возмущаются задержками зарплаты у медицинских работников, нехваткой лекарств и уборочных материалов.
По словам авторов обращения, медики предпочитают уезжать из муниципалитета, а кто-то уходит на комбинат и в частные клиники. При этом у пациентов все время возникают проблемы с получением талонов в поликлинику.
Еще сложнее жителям Ковдора. Местную больницу присоединили к мончегорской, сократив, в частности, родильное отделение. Так что периодически местные жительницы рожают в машинах скорой помощи. Региональные власти пытаются решить проблему с кадрами, однако сделать это не так просто. В Мурманской области нет высших учебных заведений, готовящих врачей, лишь медучилища. Молодые северяне, поступающие в медицинские вузы в других регионах, часто не возвращаются в Заполярье. Они остаются по месту учебы, поскольку благоприятных условий работы на малой родине им никто не предоставляет.
В прошлом году областное министерство здравоохранения организовало целевой набор для абитуриентов. Они должны были поступить в медицинские вузы Петрозаводска, Петербурга и Москвы на четыре самые распространенные специальности. Однако набор был для 75 человек, что несравнимо с количеством необходимых специалистов.
Врачей приглашают из других регионов. Но специалисты едут неохотно: во многих заполярных муниципалитетах их не могут обеспечить жильем. Не слишком понятна и ситуация с заработной платой. Официально чиновники обещают приличные деньги. Однако, по данным федеральной статистики, в Мурманской области зафиксировано самое большое среднемесячное снижение заработной платы – 3,5%.
Автор: «Общественный контроль», Дмитрий Семенов
Как сообщалось ранее, жители крупного поселка Полазны в Пермском крае обратились к Владимиру Путину с просьбой помочь сохранить «скорые». Подробнее читайте: Плоды оптимизации: медработники в пермском посёлке потеряли «рентабельность».