• Medrussia:
Суды, шантаж и борьба за рынок: как выживают российские фармкомпании

Российские фармкомпании оказались в нелегкой ситуации. Дело в том, что в нашей стране фармацевтический рынок практически полностью охвачен зарубежными корпорациями. Причин много – как недостаточная развитость отечественной индустрии, так и возможность влиять на регуляторные решения. 

В итоге национальные компании, делающие все возможное для изменения ситуации и предлагающие потребителям выбор, подвергаются прессингу, в том числе в судах, передает газета «Известия».

С чего все началось

Корни этой проблемы лежат на событиях распада СССР. Именно тогда национальная фармотрасль была в упадке, и это сыграло на руку зарубежным компаниям. Российских пациентов легко убедили в том, что отечественные препараты гораздо хуже импортных, и граждане поддались.

Ситуация начала меня в начале 2000-х. Следуя отраслевому регулированию, индустрия начала переход на стандарты GMP (Good Manufacturing Practic), в которых прописана система норм и правил, предусматривающая изготовление лекарства согласно требованиям, установленным при его разработке, и требованиям органа, который его регистрировал.

Чуть позже, в 2008-2009 годах, когда наступил экономический кризис, расходы в сфере здравоохранения сократились, и появилась необходимость поддерживать конкуренцию в секторе госзаказа и находить более доступные препараты. Кроме того, были введены новации в области фармацевтического законодательства, предусматривающие фильтрацию участников бюджетных торгов. Все это неприятно удивило иностранные фармкорпорации.

В это же время в России появляются национальные производители дженериков (лекарственные препараты с доказанной фармацевтической, биологической и терапевтической эквивалентностью с оригиналом). Цена таких дженериков на 15-20% была ниже стоимости оригинального препарата. Так у зарубежных фармкомпаний появились конкуренты в лице российских.

Дела судебные                             

Осознав, что в скором времени иностранные фармкорпорации потеряют свое монопольное положение на российском рынке, отечественные производители попали под прицел зарубежных и в настоящее время вынуждены бороться за свой продукт в суде. С такой ситуацией столкнулась, например, компания «Натива», которая получила ряд исков от международных производителей в отношении пресечения действий, нарушающих исключительные права или создающих угрозу нарушения.

Корпорация «Селджен» обратилась в суд с набором исковых требований по предотвращению нарушения исключительных прав в отношении препарата с МНН (международное непатентованное название) «Леналидомид». Позднее компания в суде отказалась от своих исковых требований. В апреле прошлого года, не получив акцепта на оферту, направленную к американской компании с целью досудебного урегулирования спора, «Натива» подала иск о предоставлении принудительной лицензии. В настоящее время суд возобновил разбирательство. Следующее заседание назначено на начало июня, где суд оценит экспертное заключение, подтверждающее наличие оснований для выдачи принудительной лицензии.

Также в прошлом году, в октябре, американский концерн «Бристол-Майерс Сквибб» подал иск к «Нативе» с целью запрета регистрации и вывода на рынок препарата отечественного производства с МНН «Дазатиниб», аналога препарата «Спрайсел». А в декабре того же года американская компания подала иск к одному из российских дистрибьюторов, чтобы помешать поставке препарата отечественного производства компании «Натива».

В «Нативе» объясняют, что разработка препаратов компании осуществлялась с использованием собственных изобретений, защищенных соответствующими патентами. Эти изобретения являются важными техническими достижениями и экономически целесообразны.

В настоящее время отечественный производитель занял активную позицию и в соответствии с ГК РФ подает иски о выдаче соответствующего вида принудительных лицензий либо инициирует новые судебные процессы, отстаивая свои права.

Борьба за рынок

По итогам 2017 года, объем российского фармацевтического рынка оценивался в 1,46 трлн рублей – аудиторская компания «Делойт» назвала его одним из самых перспективных.

По прогнозам, к 2021 году мировой рынок вырастет на 26,3%, а национальный — на 31,4%. Это пугает зарубежные компании, ведь прибыль корпораций под угрозой, и они пытаются не допустить появления в России продукции, способной вытеснить их товар. Если в 2010 году доля лекарств российского производства из списка жизненно необходимых и важнейших не превышала 10% в денежном выражении, то в 2016-м она уже составляла 36%.

По мнению специалистов, международные фармкорпорации используют все возможные способы давления на России. Осталось только прибегнуть к шантажу. Эксперты полагают, что возможно произойдет прекращения поставок препаратов в случае, если российские власти не сохранят статус-кво.

Более того, звучат и заявления о том, что, если ситуация не изменится, корпорации будут вынуждены совсем уйти с российского рынка. С учетом того, что РФ пока не обеспечивает себя отечественными препаратами по ряду позиций, прекращение поставок может быть крайне болезненным.

Специалисты отмечают, что борьба на фармацевтическом рынке возможно станет катализатором, который ускорит поиски новых путей, и власти определятся, чьи интересы предпочтительнее — мировых корпораций или отечественных производителей, а угрозы о возможном прекращении поставок вынудят принять меры для защиты прав граждан на лекарственную безопасность.

Как сообщалось ранее, фармацевтическая компания «СИА Интернейшнл» была создана Игорем Рудинским в 1993 году. Он же и управлял ею до самой своей смерти в 2014 году. При живом Рудинском мало кто осмеливался подумать о захвате этого бизнеса, однако после кончины предпринимателя, его семья боролась не только за выживание компании, но и за нажитое имущество. Подробнее читайте: Кредиты, суды, предательство – как фармкомпании удалось выжить после смерти Рудинского?

Loading...
Марьям Ибрагимова
Искренне и без цензуры