Скандал в Северной Осетии: жители требуют отставки министра здравоохранения региона

С приходом в правительство Северной Осетии – Алании летом 2016 года нового министра здравоохранения Михаила Ратманова в республике началась череда скандалов, не утихающих до сих пор. Кадровые решения главы минздрава и проводимая им с одобрения главы региона “оптимизация” работы медучреждений вызвали открытый протест жителей и шквал критики со стороны представителей власти. Накануне.RU разбирается в подробностях конфликтной ситуации, сложившейся в Северной Осетии.

“Честная и открытая система здравоохранения”

Назначение Михаила Ратманова на министерский пост было преподнесено лояльными к республиканской власти СМИ Северной Осетии как шанс на “спасение” здравоохранения региона. Комментируя семь месяцев назад свое назначение, новый министр отметил, что перед ним стоял выбор, но решение было принято в пользу Северной Осетии, поскольку ему “очень понравилось желание главы Вячеслава Битарова сделать честную и открытую систему здравоохранения”.

Стоит отметить, что до переезда в Северную Осетию Михаил Ратманов находился в отставке. В 2015 году он был уволен с поста руководителя департамента здравоохранения Ивановской области в результате кадровой “чистки”, проведенной губернатором Павлом Коньковым. В ходе той “чистки” своих постов лишились первые заместители председателя правительства области и ряд руководителей департаментов. Главной причиной, побудившей губернатора отправить действующее правительство в отставку, было нарастающее недовольство жителей региона.

Сам Ратманов предпочитает публично не комментировать подробности ухода с прежнего места работы. В свою очередь, попытки сместить его с поста главы департамента здравоохранения Ивановской области предпринимались уже в 2013 году. Тогда с резкой критикой деятельности Михаила Ратманова выступали представители КПРФ, организовавшие митинг за его отставку. По мнению коммунистов, Ратманов за время своей работы лишил ивановскую медицину “доступности и бесплатности”: всего за несколько лет в регионе – особенно в сельской местности – закрылись многие больницы, поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты, что привело к массовым сокращениям высшего и среднего медперсонала. Несмотря на такой “бэграунд”, Ратманову удалось вновь возглавить региональную систему здравоохранения. На этот раз – в Северной Осетии.

Скандал в Северной Осетии: жители требуют отставки министра здравоохранения региона

Вливание “свежей крови”

Общаясь с журналистами сразу после своего назначения министром здравоохранения Северной Осетии, Ратманов отмечал, что “отрасли необходимо вливание “свежей крови”. На практике это обернулось серьезными кадровыми перестановками и увольнениями ряда руководителей осетинских медучреждений. Так, от занимаемых должностей были освобождены главные врачи Республиканской клинической больницы скорой медицинской помощи (РКБСМП), Республиканского онкологического диспансера, крупнейшей во Владикавказе поликлиники № 7, Республиканского физиотерапевтического диспансера.

Большой резонанс вызвало увольнение главврача РКБСМП Казбека Зураева. На защиту своего руководителя встал весь коллектив, но Михаил Ратманов все равно не отменил свой приказ. Реакцией на безразличие министра к мнению профессионального сообщества стало массовое увольнение по собственному желанию ряда высококвалифицированных врачей. Позже экс-сотрудники РКБСМП были вынуждены покинуть республику, так как, по словам врача-травматолога Сослана Калоева, существовал якобы негласный приказ о том, чтобы “взбунтовавшихся” врачей не брали на работу в Северной Осетии. Калоев также заявляет, что, по его данным, из правительства республики поступали звонки в соседние регионы с просьбами отказать “беглецам” в трудоустройстве. Несмотря на это, 13 уволившихся врачей РКБСМП работают сегодня в Гудермесской районной больнице в соседней Чечне.

Не меньший скандал вызвали и назначения, которые производил Михаил Ратманов в ходе кадровых перестановок. Так, преемником Казбека Зураева стал экс-главврач Республиканской клинической больницы (РКБ) Асланбек Моргоев. Как выяснилось позже, это назначение противоречило действующему российскому законодательству, поскольку у Моргоева отсутствовал требуемый по закону “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” пятилетний стаж административной работы. Буквально на днях Моргоев покинул пост и.о. главврача РКБСМП и вновь возглавил Республиканскую клиническую больницу, откуда, напомним, он был уволен в 2015 году по требованию прокуратуры также из-за отсутствия необходимого стажа административной работы.

С аналогичными нарушениями были назначены на свои должности главный врач городской Скорой медицинской помощи Астан Митциев и главный врач поликлинники № 7 города Владикавказа Георгий Никиташенко. Более того, в последнем случае оказалось, что руководитель крупнейшей в республиканской столице поликлиники устроился на работу по… поддельному диплому.

Вскрыть факт отсутствия у 26-летнего главврача медицинского образования удалось благодаря главе Владикавказа Махарбеку Хадарцеву. По его словам, жители столицы республики обратились к городскому руководству с просьбой прояснить ситуацию с квалификацией нового главврача поликлиники № 7. “Не люблю делать голословных обвинений и идти на поводу эмоций. Потому дал поручение сделать запрос в вуз, где учился, как было официально заявлено, Георгий Никиташенко”, – подчеркнул Хадарцев. Согласно ответному письму, полученному из Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, Георгий Никиташенко поступил на учебу в августе 2010 года, а уже в марте 2011 года взял академический отпуск из-за болезни. Приступив вновь к обучению в сентябре 2011 года, в мае 2012 года он был отчислен из вуза по собственному желанию.

История с протеже министра Михаила Ратманова вызвала настоящий скандал в республике: к разбирательству подключились федеральные СМИ, прокуратура региона и депутаты парламента Северной Осетии. Последние обратились к руководству республики с просьбой прояснить ситуацию с кадровыми назначениями, которые проводит министр здравоохранения. 14 февраля стало известно, что Георгий Никиташенко освобожден от исполнения своих обязанностей на период выяснения обстоятельств. Соответствующую проверку в отношении Никиташенко инициировало министерство здравоохранения Северной Осетии. В то же время Ратманов открестился от обвинений в собственной некомпетентности и заявил, что проверка документов кандидатов на должности главврачей не входит в его обязанности.

Оптимизация по-ратмановски

Сомнительные кадровые решения – не единственная претензия жителей и представителей органов власти Северной Осетии к министру Михаилу Ратманову. Озвученная в декабре 2016 года инициатива минздрава республики по реорганизации лабораторной службы региона с целью оптимизации ее работы вызвала крайне негативную реакцию у медицинских работников. В феврале этого года 115 врачей-лаборантов подписали обращение к президенту РФ и министру по делам Северного Кавказа, в котором выразили свое опасение перспективой создания централизованной лабораторной службы Северной Осетии.

По словам врачей, в конечном итоге это может привести к тому, что тысячи жителей республики не смогут получать качественную и оперативную медицинскую помощь, поскольку анализы пациентов из отдаленных населенных пунктов должны будут передаваться во Владикавказ. При этом медработники отмечают, что практически каждая лаборатория в регионе оснащена сегодня всем необходимым оборудованием для оказания амбулаторной и экстренной помощи. Таким образом, врачи полагают, что преобразования, которые стремится реализовать глава минздрава, не только не приведут к повышению диагностической эффективности лабораторной службы, но по сути приведут к ее уничтожению.

Глава одобряет?

Деятельность Михаила Ратманова за последние полгода привела к открытому конфликту минздрава Северной Осетии с профессиональным медицинским сообществом и жителями республики. При этом министр здравоохранения в своих публичных выступлениях не спешит предлагать компромиссные решения или хотя бы как-то оправдать непопулярные реформы. Ключевым аргументом, который Ратманов предъявляет в защиту проводимой им политики, нередко становится апелляция к поддержке со стороны главы Северной Осетии Вячеслава Битарова.

Уже в одном из своих первых интервью, отвечая на вопрос о вмешательстве главы республики в процесс назначения руководителей медучреждений, Ратманов ответил, что считает это “абсолютно правильным”. “За смертность, за заболеваемость в регионе отвечает не главный врач и даже не министр здравоохранения, ответственность перед президентом России несет глава региона <…> считаю, что глава республики для достижения лучшего результата обязан вмешиваться в эти вопросы”, – считает Михаил Ратманов. Министр также отмечает, что, несмотря на критику общественности, он всегда ощущает поддержку главы Северной Осетии.

По мнению медработников республики, одобрение руководством региона действий министра Ратманова может привести к катастрофическим последствиям. “Люди боятся, боятся угроз об увольнении, боятся шантажа, боятся того, что он везде говорит о том, что он заручился во всех своих действиях поддержкой руководства республики. У людей опускаются руки. Медицина стала рассматриваться только как отрасль экономики, предполагающая обогащение узкого круга лиц”, – говорится в письме-обращении медицинских работников Северной Осетии, адресованном президенту РФ.

Врачи республики отмечают, что кадровые “зачистки” и другие решения министра здравоохранения уже приносят свои плоды. Так, в письме президенту РФ сообщается, что в регионе зафиксировано увеличение смертности населения: “Приведем данные только по одному КБСП. За 180 общих приемных дней при К. Зураеве смертность составляла 1, 5 человека в день. При Моргоеве, ставленнике Ратманова, при котором сократили почти вдвое экстренные приемные дни КБСП до 88, смертность увеличилась до 2,5 человек в день. При Зураеве КБСП дежурила шесть дней в неделю, при Моргоеве – четыре”.

Как стало известно Накануне.RU, инициативная группа медицинских работников Северной Осетии в ближайшее время намерена просить президента РФ поддержать отставку министра здравоохранения республики Михаила Ратманова.

Как сообщалось ранее, о том, что московской психиатрической больницы №15 больше не существует, врач-психиатр Сергей Ветошкин, заведующий одного из отделений этой самой больницы, узнал из ответа департамента здравоохранения Москвы несколько дней назад. Подробнее читайте: Реформа психиатрической службы: диагноз – деградация.

Поделиться