На прошлой неделе в Карелии состоялся рейд с участием Общероссийского народного фронта (ОНФ) и координатора федерального проекта «Народная оценка качества» Виктора Рожкова. Внезапной проверки гостей подверглись несколько медучреждений: поликлиника №3 Петрозаводска, Прионежский филиал Республиканской больницы имени В. Баранова (бывшая Прионежскую ЦРБ), а также врачебная амбулатория в поселке Деревянка.
О том, что шокировало экспертов и насколько в плачевном состоянии находится карельская медицина, рассказал «МК» в Карелии».
Проблем на три этажа
На входной двери Городской поликлиники №3 в Петрозаводске висит объявление «травмоопасная ручка». Починить ее, видимо, некогда – больница почти всегда переполнена пациентами.
Когда в медучреждение нагрянула проверка, на первом этаже люди пытались сдать анализы на кровь – в один кабинет выстроились те, кому «из пальца», в другую – кому «из вены». Неподалеку нарастала очередь в регистратуру. В поликлинике душно. Кондиционеров нет. «Открыть окно для проветривания нельзя, – объясняет пожилая петрозаводчанка, – так как ключ у некого завхоза».
На втором этаже ситуация не лучше. Кнопки, предназначенные для оповещения незрячих или слабовидящих людей, не работают. От вида санузла экспертам стало дурно, а из кабинета невролога и вовсе всех выгнали, мол, врачебная тайна, видеосъемка запрещена. Впустили только Рожкова.
Хирургическое отделение в больнице расположено на третьем этаже. К слову, лифта в поликлинике нет. А переносить все на первый этаж затратно, так как совсем недавно в малой операционной и хирургической зоне провели капитальный ремонт. Кстати, электроподъемником тоже не удается воспользоваться – номер, указанный на табличке, недействителен, а простой обыватель не в силах привести в действие складное сооружение.
«Никто не отменяет две самые глобальные, далеко не специфически карельские проблемы здравоохранения – дефицита средств и кадров. Большинство хлопот доставляют организационные промахи на местах: людские потоки можно регулировать, как в современных системах логистики, на сдачу анализов можно выдавать талоны, – поясняет Рожков. – Работники регистратуры, по нормативам, обязаны накануне разносить медкарты пациентов по кабинетам, чтоб те на следующий день не создавали лишнюю очередь. Учреждения могут перенимать принципы «бережливой поликлиники» – новой системы оказания услуг, внедряемой по всей стране».
Стоит отметить, что горожане не сидели, сложа руки, и о нарушениях сообщили в ОНФ. После чего здесь сменился главврач и медучреждение возглавила Ольга Романенко. По ее словам, в больнице в предыдущие годы и вовсе не принимались необходимые организационные решения, отсюда и проблемы. Она отметила, что в скором времени здесь будут выдавать номерки на забор крови.
О более глобальных изменениях сообщила министр здравоохранения Карелии Марина Швец. По ее мнению, ситуация в поликлинике сложная: здесь обслуживают жителей трех отдаленных микрорайонов (Сулажгорский кирпичный завод, Сулажгора, Соломенное), не хватает площадей. Она заявила, что вскоре откроется республиканский Перинатальный центр, и в городе появятся свободные помещения для медицинских нужд.
«Это позволит в той же третьей поликлинике до конца года оптимизировать работу лаборатории, хирургического кабинета и стоматологии, – добавила Швец. – По поводу проблем с доступной средой – думаю, все недостатки будут устранены завтра, послезавтра, ну, до конца следующей недели».
Главная проблема – транспорт?
После городской поликлиники, эксперты решили отправиться в поселок Деревянка Прионежского района. Местная амбулатория здесь расположена в пятиэтажном жилом доме, на первом этаже, в бывшей жилой квартире. Именно тут сосредоточена вся местная медицина: сбор анализов, прием врачей общей практики, выписка лекарств, пеленальный стол, сделанный своими руками.
Ранее местные жители могли проходить флюорографическое обследование, однако с 2014 года и это стало невозможным – специальный транспорт перестал ездить. Кроме того, врачи-специалисты приезжают сюда лишь раз в квартал. В целом район переживает состояние реорганизации – местную медицинскую сеть присоединяют к Республиканской больнице.
Стоит добавить, что в Прионежском филиале ГБУЗ «Республиканская больница им. В. А. Баранова» объединены три сегмента: круглосуточный стационар с паллиативными койками и койками сестринского ухода, амбулаторный блок и «скорая помощь». Также в Прионежье осложняет обстановку протяженность района, так как своевременно нужно оказать помощь и тем, кто живет к северу от Петрозаводска (Заозерье, Новая Вилга, Мелиоративный, Чална-1) и к югу (Ладва, Шелтозеро, Пай и далее, до границы с Ленинградской областью). Расстояние от точки до точки составляет 170 километров в условиях почти что бездорожья – это может сыграть решающую роль, когда речь идет о спасении пациента, находящегося на грани жизни и смерти.
Кроме того, надо сказать, что в летнее время пациентов становится больше в два раза – с 21 тысячи до 40 тысяч человек – из-за наплыва дачников. «Скорая» в эти три месяца нарасхват, а основная категория людей, нуждающаяся в помощи – дети и пенсионеры.
«У нас главная проблема – транспорт. Парк устарел, машины ходят до последнего, и наши самоотверженные водители ремонтируют их ежедневно, – говорит заместитель главврача филиала Екатерина Шошина. – Так, в новой машине «скорой помощи», которую мы получили в 2017 году, уже дважды по гарантии менялась рама. Пробег у некоторых «скорых» был более 500 тысяч километров».
Кадровый голод и долги
Но и это еще не все. Как выяснилось, наследие Прионежской ЦРБ – это накопленные за годы долги, которые теперь перейдут к «республиканке». В неоднозначном состоянии находятся и фельдшерско-акушерские пункты – где-то новые, а где-то нет централизованного водоснабжения и канализации. Специализированную помощь можно получить лишь в Петрозаводске. Виной всему, как и везде, кадровый голод.
Кроме того, проблемы в филиале «республиканки» еще и с пожарной безопасностью. Из-за того, что здание некогда было построено как общежитие, при недавней учебной тревоге медперсонал на руках выносил лежачих больных с верхних этажей.
При всех сложностях, на работу в поселение приходят люди, которые после становятся чуть ли не главнее руководителей сельских поселений. К ним со временем местные жители начинают обращаться не только по вопросам здоровья. Ранее докторам на селе предоставляли подъемные в 1 миллион рублей, но на 2019-ый год, как рассказали в филиале, денег на такую программу не выделили. Поэтому говорить о привлечении новых специалистов трудно.
Напоследок Рожков успел заглянуть и в машину «скорой», где обнаружил рядом с носилками две канистры с бензином. На вопрос «Зачем это здесь нужно?», ему ответили: «Так заправки нет, а вызов по времени может занимать 5 часов. В Петрозаводске заправляемся и берем запасы горючего, чтобы в случае чего, успеть», – заключили сотрудники «СМП».
Как сообщалось ранее, Минздрав Республики Карелия пояснил причины закрытия родильного отделения в Питкярансткой больнице. Подробнее читайте: Минздрав Карелии о закрытии роддома в Питкяранте: За год там родилось всего 47 детей