Новое отделение было необходимо
Михаил Абрамян рассказал, что их отделение новое и открылось только первого января 2018 года из-за растущих потребностей города и пациентов.
«Решение о том, что в Москве должна быть детская кардиохирургическая служба, назревало давно и продиктовано оно, в первую очередь, распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой системы и ее негативным вкладом в структуру детской смертности. Именно поэтому правительство города задумалось о расширении возможностей оказания как хирургической, так и терапевтической помощи детям с кардинальной патологией. Если мы с вами говорим о хирургии, то это в основном врожденные пороки сердца.
И здесь мы видим цифры, которые статистически во всем мире не меняются на протяжении многих десятилетий: от 0,8 до 1 процента всех детей появляются на свет с врожденным пороком сердца. Но что еще страшнее, если посмотреть на показатель младенческой смертности от врожденных пороков развития, то ровно половина всех случаев связаны с пороком сердца. Поэтому так важно оказать качественную, квалифицированную помощь детям с патологией сердечно-сосудистой системы. Более трети детей, которые рождаются с пороками сердца, без своевременного хирургического вмешательства либо погибают, либо становятся критическими больными в течение первого года жизни. Именно поэтому в Москве и появилось еще одно такое большое кардиохирургическое отделение», – пояснил врач.
По словам кардиохирурга, хоть современное высокотехнологическое оборудование и важно, но ведущую роль играют люди.
«Поэтому, создавая свою службу, особое внимание мы уделяли подбору специалистов: в кардиохирургии невозможно работать, если нет командного духа», – пояснил он.
Михаил Абрамян отметил, что, согласно статистике, порядка 400 новорожденных в год в Москве нуждаются в экстренной хирургической помощи.
«Но если мы посмотрим на реальные цифры, то они окажутся гораздо меньше. Почему? Потому что очень важна своевременная диагностика. И это проблема не нашей страны, а всего мира. Над повышением качества ранней диагностики врожденной патологии сердца работают все цивилизованные страны. Порок сердца – это же не какая-то внешняя патология, которая сразу бросается в глаза. Более того, в первые дни жизни ребенка даже самые критические пороки зачастую не имеют внешних проявлений, поэтому так важно только что появившимся на свет детям проводить скрининг на наличие врожденного порока сердца», – пояснил доктор.
Если же говорить о пренатальной диагностике, то вопрос состоит в возможностях не столько кардиохирургического отделения, сколько акушерских стационаров и женских консультаций.
Лечим всех детей
Врач рассказал, что их Служба лечит детей всех возрастных групп: от новорожденности, включая недоношенных, до 18 лет.
«При этом не все наши пациенты нуждаются в экстренной помощи. Все зависит от того, какая именно у ребенка патология. Какие-то пороки нужно оперировать в 2-3 месяца после рождения, какие-то – после первого года жизни, а в каких-то случаях можно подождать до 3-5 лет. Все имеет оптимальные сроки для хирургической коррекции. Плюс есть этапное лечение, то есть бывает так, что в периоде новорожденности мы сделали первый этап хирургического лечения, через несколько месяцев выполнили второй этап, еще через пару лет – третий. В нашей профессии, к сожалению, не все пороки удается устранить с первой операции, поэтому есть так называемая накопленная заболеваемость: дети, которые из года в год переходят в категорию пациентов, нуждающихся в операции. С момента открытия отделения мы прооперировали не только новорожденных, но и детей 7, 11, 12 лет, то есть абсолютно разновозрастные группы», – пояснил кардиохирург.
Сердечно-сосудистые заболевания сильно помолодели
Помимо кардиохирургии, вторая половина отделения – это кардиология. И здесь очень много пациентов с артериальной гипертензией, с воспалительными заболеваниями миокарда, с нарушениями ритма сердца.
«К сожалению, заболевания сердечно-сосудистой системы очень сильно молодеют. И здесь как минимум две основных причины. Во-первых, вредные привычки. Увы, но дети активней стали курить, употреблять алкогольные напитки, что, мягко скажем, не очень хорошо влияет на растущий организм. Отсюда большое количество гипертоний. Во-вторых, свою отрицательную роль играет, к сожалению, технический прогресс: дети все время сидят в своих гаджетах, они не двигаются. А гиподинамия – основная проблема, которая приводит к патологии сердечно-сосудистой системы. В итоге, мы сейчас лечим у 13-14-15-летних детей заболевания, которые раньше были характерны только для пожилых людей. Например, артериальная гипертония», – поделился руководитель отделения.
Чтобы полностью излечиться, необходим комплексный подход: приём лекарств, а также изменение образа жизни.
«Болезнь гораздо проще предотвратить, чем лечить. Поэтому профилактика здорового образа жизни должна выходить на первый план. Чтобы что-то изменилось, врачам нужна помощь, в том числе средств массовой информации. На мой взгляд, на тему профилактики сердечно-сосудистых заболеваний должно быть больше социальных роликов, которые нужно показывать в интернете и по телевизору. Это очень важно и нужно для того, чтобы мы получили здоровое поколение», – заключил Михаил Абрамян.