“Кто сказал, что российская медицина современная?”: качество лечения онкологии почти нулевое

Исполнительный директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев рассказал ТАСС о том, насколько продвинулась диагностика и лечение рака в России за последние десять лет и почему не стоит бояться онкологических заболеваний.

Фонд профилактики рака был создан в 2008 году. За это время произошли большие изменения в наличии оборудования для лечения онкологии. Например. Даже КТ в то время было чем-то космическим, а сейчас с этим стало получше, рассказал Илья Фоминцев.

«Я не могу говорить о знаковых сдвигах в диагностике рака, потому что качественные изменения должны произойти, в первую очередь, в головах.

Если говорить о том, что удалось фонду сделать за последние десять лет, это, в первую очередь, вывести проблему скрининга в топ обсуждений в стране. Мы не единственные, кто поднял шумиху вокруг этой темы, но сыграли в этом процессе существенную роль», – отметил эксперт.

Говоря об изменениях, которые ещё должны произойти в области внедрения скрининга в России, Илья Фоминцев отметил, что в стране нет инфраструктуры для скрининга: недостаточно компетентных специалистов и качественного оборудования. Закон о персональных данных не позволяет приглашать людей на скрининг, а также переводить сведения о больных из одного учреждения в другое. Без адекватного канцер-регистра невозможно оценить качество скрининга, это все равно что в темноте идти. Это проблема государственного управления, которую мы не в силах пока решить.

Почему снижается смертность от онкологии

Общая смертность от онкологических заболеваний снижается за счет показателей по отдельным локализациям. Последние 20-30 лет стабильно снижается количество смертей от рака легких, потому что люди меньше курят.

Вторая локализация – рак желудка. Здесь смертность падает с 1960-х годов благодаря массовому распространению бытовых холодильников. Снизился риск, связанный с бактерией helicobacter pylori. При этом растет смертность от рака молочной железы и шейки матки, провоцируемого вирусом папилломы человека, от видов опухолевых заболеваний, вызванных ожирением. Тенденции смертности меньше всего связаны с действиями врачей или министерством здравоохранения России, скорее с социальными трендами и техногенными факторами.

Люди не верят, что могут излечиться

Онколог добавил, что, хотя от сердечно-сосудистых заболеваний умирает больше людей, пациенты всё равно считают рак приговором и не верят словам врача, что можно излечиться.

«Люди кивают, дескать, да, не приговор, а потом приводят в пример знакомого, умершего от рака. Но, проанализировав эти истории, мы поймем, что говорят они, как правило, о молодых людях. Рак – действительно не смертельное заболевание, поддается терапии, если биология опухоли это позволяет. Сравнительно безобидные виды возникают у людей в возрасте свыше 65-70 лет. Рак у человека до 40 лет чаще всего агрессивный и заканчивается летальным исходом. Но нужно помнить, что рак в молодом возрасте – очень редкий случай и, как правило, представляет собой наследственную форму, которую можно выявить с помощью генетических тестов», – отметил эксперт.

Российская медицина далека от современной

Боязнь боли, помимо страха смерти, у пациентов, по мнению врача, это обоснованный страх. «Да, современная медицина научилась купировать боль. Но кто сказал, что в России медицина – современная? Мы живем в условиях странного гибрида средних веков и XXI века. Доступность обезболивающих препаратов – низкая, качество паллиативной помощи – тоже. Но, если речь идет об излечимом раке, то вероятность добраться до паллиативная помощи – не так уж и велика. В пожилом возрасте рак не настолько злой, чтобы метастазировать», -пояснил онколог.

Доступное лечение не означает качественное

По словам Ильи Фоминцева, в России формально лечение от онкологии доступно всем, но другой вопрос в том, качественное ли это лечение.

«Доступность качественного лечения рака в стране – близка к нулю», – уверен врач.

Он добавил, что ситуация различается по регионам. Например, в Москве хорошее обеспечение и по ОМС можно многое получить. По его мнению, это связано с дефицитом образования. «Даже в условиях имеющихся бюджетов регионы могли бы предложить качественное лечение. Более того, лечение там выходит зачастую дороже, чем могло бы быть при правильном подходе», – подчеркнул Илья Фоминцев.

Как сообщалось ранее, что люди на самом деле имеют в виду, когда говорят, что боятся рака? У меня кажется есть ответ. Подробнее читайте: Онколог Илья Фоминцев — об общественной канцерофобии.

Поделиться