Со временем Максим Короленко стал по-другому относится к медицине.
«Спали розовые очки. Нет тех вещей, которые нравились мне ранее. Когда я начинал свой путь, то верил, что в медицине все изменится в лучшую сторону. Но пока я этого не вижу.
В современном здравоохранении многие вещи, выработанные в практике и теории ранее и приносившие результат, забыты и уничтожены. Сейчас к ним пытаются вернуться. Нет необходимости безоглядно следовать тем принципам, просто надо соблюдать преемственность. А еще, медицина в разумной степени должна быть консервативна», – считает врач.
Проблемы в медицине
Максим Короленко начал с того, что нынешние студенты-медики не осознают свои жизненные цели и приоритеты, что является большой проблемой, которую необходимо выделить.
Кроме того, с 2016 года отменили интернатуру, которая была своего рода проверкой на профпригодность, промежуточным этапом между окончанием вуза и становлением врача, рассказал Максим Короленко.
«На мой взгляд, это серьезная утрата, ведь теоретическая медицина разнится с практической. Я еще не встречал ни одного случая заболевания, которое протекало бы «по книжке».
И система интернатуры была введена не случайно еще в советское время, ведь для врачей есть реальная необходимость практиковаться, особенно для хирургов. Ведь за один год интернатуры нет адекватной возможности научиться всему перечисленному – тем более только в теории», – подчеркнул акушер-гинеколог.
По его словам, практика необходима, а теперь после вуза все сразу выходят терапевтами или педиатрами и, если не хотят сдавать аккредитационное тестирование и идти дальше в плане карьеры, то могут идти работать в поликлиники или амбулатории.
«Отчасти такая система введена для восполнения недостатка врачей первичного звена, которых сейчас очень не хватает. Но ведь не хватает и других специалистов: анестезиологов, где-то нет хирургов, гинекологов и других. Это чревато снижением операционной активности, поздней диагностикой болезни, тяжелому процессу лечения для пациента. Большое количество пациентов ежедневно отправляют сюда, в ОКБ.
Районные больницы не полностью используют имеющуюся техническую базу, и пациентов привозят на лечение к нам. По моему мнению, технически оснащены все больницы, но основная проблема остается – это отсутствие специалистов», – отметил доктор.
Некомпетентные врачи и агрессивные пациенты
«Некомпетентность врачей связана прежде всего с их личным опытом, Но врач – это человек, а человеку свойственно ошибаться. Я не исключаю этого и для себя. Самое главное – вовремя увидеть ошибку и исправить ее с минимальным вредом для пациента», – рассказал Максим Короленко.
Он добавил, что в областной больнице любую идею можно обсудить, вынести на общий коллегиальный совет и претворить в жизнь. Это редкость. «На мой взгляд, в учреждениях здравоохранения должно многое меняться, но по факту даже со сменой руководства все остается по-прежнему», – подчеркнул акушер-гинеколог.
Врач считает, что есть серьезная необходимость налаживать контакт с работниками, что даст возможность понять, с чего же начать «перестройку», возможно, организовать досуг пациентов, проводить опросы и узнавать мнение жителей. Это даст реальный толчок к совершенствованию системы.
«Медицинские работники не защищены: мы всем должны, но нам никто не должен. Медицина стала связываться в общественном сознании со сферой обслуживания по принципу «клиент всегда прав». Недаром же сейчас осмотры называются медицинской услугой.
Но это глубокое заблуждение, ведь здесь никто никого не обслуживает, здесь квалифицированные специалисты оказывают медицинскую помощь», – отметил доктор.
«Даже если врач объясняет, что человеку может навредить процедура, пациент в ответ напишет жалобу – виноват будет именно этот врач. И законодательно сегодня это никак не регулируется. Минздрав принимает в данном случае сторону пациента. Врачу придется писать много объяснительных, начинается запугивание врачей жалобами, судебными исками, тюрьмой. Я, например, всегда хожу с диктофоном, который включаю при первой необходимости. При этом всегда ставлю пациента в известность, и, как правило, спорная ситуация разрешается сразу», – добавил Максим Короленко.
Он рассказал, что ему много раз угрожали физической расправой. А однажды был случай, когда врач с сотрясением и другими травмами пролежал в больнице из-за избиения компанией молодых подвыпивших людей: девушка почувствовала онемение в ноге, и ребята обратились ночью в 7-ю городскую больницу (до 2011 года Максим Короленко работал медбратом в больнице №7 в Твери. – Ред.).
«Мы провели осмотр, дали рекомендации и предложили госпитализацию. Друзья пациентки завязали серьезную драку. Дождались милиции, но через месяц дело было закрыто, так как «не смогли задержать лицо, совершившее нападение». Позже я узнал, что задержаны были все, но нападавший был знаком с сотрудником РОВД. Сам этот факт того, что я физически пострадал, а нападавшего не наказали, крайне печален», – заключил врач.
Пути решения
«Профориентационный отбор в школе. Следует набирать учеников в профилирующие классы (например, с углубленным изучением тех предметов, которые окажутся полезными для медиков). Возможно, стоит задуматься о сестринской и абитуриентской практике, чтобы люди понимали, куда и зачем они идут. И чтобы не было разворотов на середине жизненного пути. Должна быть всегда объективная оценка знаний и умений, никаких поблажек. Только в таком случае специалисты будут больше знать и уметь, а пациенты больше им доверять. И, конечно, каждый врач должен жить своей профессией, а не тянуть лямку», – считает Максим Короленко.
Как сообщалось ранее, акушер-гинеколог Максим Короленко рассказал о своей профессии, о её принципах и идеях, а также о причинах растущего недопонимания между врачами и пациентами. Подробнее читайте: «Врачей становится всё меньше из-за отсутствия достойных условий работы и проживания».