“Мгновения, ради которых стоит работать”: панкреонекротический триллер

Кто оперировал гнойные осложнения панкреонекроза, тот меня поймет…

Молодая женщина, 45 лет. Панкреонекроз вызван застрявшим в зоне БДС конкрементом из желчного пузыря. Камень в итоге провалился, а панкреонекроз дошел до гнойных осложнений. Лечили и в реанимации, и на отделении. Шесть этапных некрсеквестрэктомий.

Фамилия пациентки из разряда тех, которые забываются хирургом только на последних минутах жизни. Третий месяц госпитализации. История болезни толщиной сантиметров семь. Палата номер три. День. На температурном листе вечерняя “свечка” до 39,5, утренний потрясающий озноб: все предвестники приближающейся катастрофы. И финальный аккорд: кровь по дренажу с падением давления и липким холодным потом. Для хирурга – “удар поддых”. Для анремов – не лучше. Срочно в операционную и там интенсивная короткая подготовка. Пять-семь минут свободного времени. А в палате на освободившейся койке сидят муж и двое детей – дочь и сын. Оба школьники, старшеклассники, погодки.

Где найти слова, чтобы описать критичность ситуации и, сохраняя спокойствие, попытаться сохранить надежду. Жена и мама может из операционной не вернуться. У дочки текут слезы рекой, у мужиков – чуть меньше. А какой выбор? ..

…Аррозивное массивное кровотечение не бывает на ровном месте. Сосуд должен лежать в “гнойном болоте” . Там этого добра хватает. За предыдущие операции ” ушел” почти весь перешеек, сейчас догнивает головка. Сосуды крупные, их там сеть из ветвей передней и задней нижних панкреатодуоденальных артерий. Тонкие ветви, как правило, тромбируются. Остаются пульсирущие в ране “мостики” – перемычки. Картина незабываемая. Какая из них подвела? Получится ли к ней подступиться в этом болоте из секвестров, гноя и свежих сгустков крови? Удастся ли “изгольнуться”, положить зажим и перевязать, а лучше прошить на протяжении, потому что это надёжнее. Жесткие правила. Должна быть готовая совмещенная кровь в вену. Идти широким доступом с хорошим освещением. Направление “главного удара” там, где сгустки крови. Хороший надежный отсос. Шприц – “двадцатка” с толстой тупой иглой, чтобы “размывать” залежи. Ну, и удача! И помощь Высших сил! И никакой дрожи в руках и коленках…

На этот раз нам повезло. Аррозировалась передняя нижняя панкреатодуоденальная артерия. После удаления сгустков и прилежащих секвестров видно оба конца. Диастаз около сантиметра. И самое главное – “пеньки” видны и пульсирут. Причем с обеих сторон. Где то работают анастомозы. Ну при таком раскладе можно прошить на протяжении. Удаётся! Не течет. Зато течет пот по загривку. Тоже холодный…

… Полгода спустя…

Я редко езжу в метро. Но иногда там бываю. Еду на эскалаторе вниз. А на поднимающейся встречной ленте вижу знакомое лицо в очках. Она меня не заметила. Да и Бог с ним! За эти мгновения в жизни стоит работать!

Автор: Александр Макаревиич, хирург, “Доктор на работе”.

Поделиться