“Ну что, это уже наш уровень. Начинаем удаление?” — спрашивает заведующий отделением клиники урологии Первого МГМУ имени И. М. Сеченова, профессор Михаил Еникеев у ассистента. Тот стоит у хирургического стола и зорко следит за давлением в брюшной полости пациента, которому через несколько минут удалят предстательную железу вместе с разросшейся на ней раковой опухолью.
Сам хирург сидит чуть поодаль, за компьютерной консолью, похожей на высокотехнологический автомат для видеоигр — очки, на которые передается 3D-изображение, джойстики для управления, педали. Врач только вертит рычаги и внимательно смотрит на экран, а все тонкие хирургические манипуляции выполняет четырехрукий робот “Да Винчи”: в одной руке у него видеокамера, в трех других — инструменты.
“Смотрите, вот это — мочевой пузырь, а это фасции — ткань, выполняющая роль прокладки, чтобы органы не болтались в малом тазу, рядом — связочный аппарат малого таза. При обычных операциях, чтобы получить доступ к простате, мы его рассекаем. Затем перевязываем или прошиваем хирургической нитью — это предотвращает мощное кровотечение в случае повреждения. Но у пациента потом всю жизнь могут быть разные неприятности — например, непроизвольное мочеиспускание. Наша методика позволяет не затрагивать этот комплекс. И пациенты довольны — быстрая реабилитация, проблем с недержанием нет, еще и потенция сохраняется, ведь мы не задеваем мышцы тазового дна с расположенными в них веточками полового нерва и дополнительной половой артерией”, — объясняет профессор Еникеев, ни на секунду не прекращая управлять роботом.
Пациенты действительно довольны. По словам 64-летнего москвича Константина Павлова, которому удалили раковую опухоль два дня назад, у него уже практически ничего не болит и состояние отличное.
“Конечно, было немного удивительно, что оперирует не человек, а машина. Но я хорошо подготовился, много читал про такие операции, даже специальную литературу. Поэтому страшно не было. Сейчас чувствую себя хорошо, начал потихоньку вставать”, — рассказывает пациент.
Операции, выполняемые роботом, не только облегчают реабилитацию и повышают качество дальнейшей жизни, но и позволяют хирургу помочь большему числу онкологических больных.
“Радикальная простатэктомия, то есть удаление предстательной железы, занимает до четырех часов. Представляете, какая это колоссальная физическая нагрузка? Попробуйте четыре часа простоять у хирургического стола. А работа хирурга тонкая, малейший тремор — и все. У робота рука не дрогнет, он все сделает как надо. К тому же у человека не более двух операций в день, а с роботом можно и три, и четыре провести”, — подчеркивает уролог.
Как сообщалось ранее, в России разработан робот-хирург, который может проводить дистанционные операции. Подробнее читайте: Российский робот-хирург готов к серийному производству.