В Приволжье операции на сердце начали проводить роторным устройством

В специализированной кардиохирургической клинической больнице при операциях на сердце использую ротоблатор – роторное устройство в виде бура, вращающегося с большой скоростью, передаёт RG.RU.

«По сути это две операции в одной: роторная атерэктомия и стентирование,- говорит Евгений Викторович. – Сначала мы восстанавливаем проходимость артерии. Не баллонным катетером, как это делалось раньше, а с помощью специального бура, покрытого тремя тысячами алмазных частиц, разрушающих кальцинированные бляшки. А затем имплантируем стенты».

Бур, который врачи называют ротором, вращается со скоростью 150-170 тысяч оборотов в минуту. Избавляя сосуды от бляшек, он восстанавливает в них нормальный кровоток. А мелкие частицы разбитых бляшек выводятся из сосудистого русла специальной системой очистки крови.

«После операции мы можем оценить непосредственный и отдаленный результат, – продолжает Евгений Чеботарь. – Первый – прямо в операционной при выполнении контрольной коронарографии (инвазивного рентгеноконтрастного метода исследования сосудов сердца для диагностики ишемической болезни сердца. – Прим. ред.), оценивая состояние пораженной артерии. А второй – позже, в динамике».

Старый метод лечения, к сожалению, не всегда приводил к стопроцентному результату. Его суть такова: в артерию вводится катетер с баллоном на конце, баллон раздувается, и бляшки вминаются в стенки сосуда, утрамбовываются.

«Тем самым создается просвет, – объясняет Евгений Викторович. – Это положительный эффект. Но есть и отрицательный: под действием баллона стенка артерии может треснуть, и в этом случае возникает угроза образования тромба. Роторная атерэктомия убирает бляшку, а не сплющивает».

Как рассказал главный врач СККБ Антон Максимов, новая технология позволяет избежать большого разреза грудной клетки и открытого хирургического вмешательства. Операции стоимостью почти 230 тысяч рублей проводятся в рамках высокотехнологической медицинской помощи по федеральной квоте. Сам пациент не платит.

«В Нижегородской области в год предполагается выполнять 1,5 тысячи операций планового стентирования, – прогнозирует Антон Леонидович. – Из них примерно десятая часть с применением ротоблатора. Пока операции по новой методике проводят два врача кардиоцентра. Надеемся, в ближайшее время ее освоят все хирурги СККБ».

Академик РАН Баграт Алекян добавил: «Отрадно, что применение новейших технологий, ротоблатора в частности, перестает быть уделом столичных клиник. Ведь атеросклеротическое поражение артерий, питающих сердце, – из наиболее частых и грозных заболеваний. Этот атеросклероз может дойти до максимума, полностью закрыв просвет артерии. Рентгенэндоваскулярные методы лечения позволяют выполнить реканализацию закрытых артерий с последующей имплантацией стентов, которые длительно поддерживают проходимость артерии. Но с возрастом у пациентов может развиться кальциноз артерий, то есть резкое уплотнение их стенок. Кальцинированная ткань – это биологический материал, аналогичный по своей плотности зубам и костям человека. Распространенность кальциноза артерий сердца составляет от 17 до 35 процентов при выполнении стентирований. Кальциноз повышает вероятность неполного раскрытия стентов, диссекций, то есть разрывов внутренней оболочки артерии, или вообще может привести к невозможности проведения стента до нужного места.

Для борьбы с кальцинозом при выполнении эндоваскулярных операций разработана технология ротационной атерэктомии. Суть технологии сводиться к следующему. На специальном инструменте, который доставляется в артерии сердца (к месту кальциноза) вмонтирована ротационная головка с алмазным напылением, которые могут быть различных диаметров (от 1,25 до 2,5). При подаче газа в рабочую станцию бура начинаются высокочастотные вращения – выше 150-180 тысяч оборотов в минуту. Это позволяет буквально бурить отложения кальция в артериях, превращая их в мельчайшую пыль, которая не повреждает артерию и сердце при работе на данном сегменте. После выполнения ротаблации пораженный сегмент артерии приобретает ровные и достаточно широкие контуры и диаметр, через который уже возможно проведение и имплантация необходимого стента».

Как сообщалось ранее, в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева в Москве впервые в России начали применять инновационное лечение острых лейкозов на основе клеточной инженерии. Подробнее читайте: Шанс на спасение: российские врачи осваивают уникальный метод лечения рака.

Поделиться