Министерство просвещения предложит правительству ужесточить правила подбора приемных семей для сирот, заявила министр Ольга Васильева. Речь идет о количестве приемных детей, которые сможет усыновить одна семья, и о более тщательном психологическом тестировании будущих приемных родителей.
Глава Минпросвещения рассказала: «Мы проанализировали все трагические случаи. Мои коллеги в тот же день выезжали в регионы, где это произошло, и выводы неутешительные. Подбор будущих родителей шел очень небрежно. В Смоленской области, например, приемному отцу было сначала отказано в усыновлении, но потом все-таки ребенок с братом и сестрой попал в эту семью. В итоге — следы насилия, убийство», — рассказала Васильева.
Трагедии в приемных семьях
В январе 2018 года житель Смоленской области, по версии следствия, убил семилетнюю приемную дочь. Кроме погибшей девочки, в семье воспитывалось еще три приемных ребенка. Против работников органов опеки и попечительства также было возбуждено уголовное дело.
В начале февраля 2018 года по подозрению в покушении на убийство трехлетнего ребенка, над которым за несколько месяцев до трагедии была оформлена опека, была арестована 33-летняя жительница Москвы. Она сама вызвала скорую помощь, заявив, что ребенок ударился головой о пол и потерял сознание. Но, по версии следствия, травмы ребенку были нанесены умышленно. Позже ребенок скончался.
В июне 2018 года был вынесен приговор по одному из самых громких дел об убийстве приемных детей, процесс продолжался почти два года. Летом 2016 года супруги в Московской области убили и сожгли свою шестилетнюю приемную дочь. Сообщалось, что родители разозлились на девочку за то, что она взяла со стола кусок шашлыка без спроса. Супругов приговорили к 17,5 и 5,5 года тюрьмы.
В начале августа реформу органов опеки и попечительства призвала провести уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова. Такое заявление она сделала после убийства девочки ее приемным отцом в Татарстане. Ребенок с 2015 года проживал в приемной многодетной семье. Помимо нее там воспитывалось еще пять детей. В феврале, после убийства девочки в Московской области, с похожим предложением выступал Следственный комитет.
Это не семейный детский дом
Минпросвещения предлагает в первую очередь сократить максимально допустимое количество усыновленных детей. Сейчас их число может достигать восьми. «Это [семья] не детский сад, не детский дом. Семейный детский дом — замечательная история, но речь не об этом», — заявила Ольга Васильева 15 августа.
По данным Минобрнауки, на начало 2017 года на воспитании в семьях по возмездной форме опеки или попечительства находилось 170726 детей, на безвозмездной форме опеки или попечительства — 226467 детей.
Есть случаи, когда приемные родители берут детей, чтобы заработать на них, ранее рассказывала РБК пресс-секретарь уполномоченного по правам ребенка Вероника Воронова. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью — 8 тыс. руб. В случае, если речь идет об инвалиде, ребенке старше семи лет, а также братьях и сестрах — выплата составляет 100 тыс. руб. за каждого, следует из федерального закона «О государственных пособиях граждан, имеющих детей». Размер ежемесячных выплат приемным семьям определяют регионы.
Кроме того, Минпросвещения планирует ужесточить требования к приемным родителям. «Мы ужесточим подбор так называемых родителей. Ужесточим, здорово ужесточим. Очень ужесточим», — заявила Васильева. Это будет относиться к психологическому обследованию «кандидатов на высокое звание родителей», пояснила министр.
Васильева также напомнила про инициативу Минпросвещения, фигурирующую в национальном проекте «Образование», — по созданию центров психологической и методической помощи родителям. «Без развития помощи педагогической, психологической, юридической, медицинской, материальной — нельзя. Мы должны помочь семьям, которые взяли на себя такое сложное решение — взять ребенка на воспитание», — сказала она.
Как сообщалось ранее, Конституционный суд 21 июня признал незаконным запрет ВИЧ-положительным людям усыновлять детей. Подробнее читайте: Конституционный суд разрешил пациентам с ВИЧ и гепатитом С усыновлять детей.