“Основной принцип в нашей медицине: нет пациента – целее деньги, а «бумажки» заполним”

В СМИ все чаще появляется информация о том, что медицинским организациям страховые компании не оплачивают лечение пациентов, которое идет сверх выделенных объемов.

И выходит, что больница не получает деньги за фактически оказанные услуги, а ведь средства на лечение конкретного пациента уже потрачены. Ни для кого не секрет, что многие государственные бюджетные учреждения, особенно 1-го и 2-го уровня оказания медицинской помощи (т.е. фактически районные и городские больницы) испытывают большие трудности с финансовой составляющей и имеют не только текущую, но и кредиторские задолженности.

Если посмотреть структуру расходов этих учреждений, то с учетом необходимости выполнения дорожной карты по зарплатам медиков (принимается ежегодно в каждом регионе и зависит от средней заработной платы по региону) и указов Президента по этому же пункту, в некоторых из них около 80-90% расходов приходятся на заработную плату персонала и отчисления на неё. На остальные 10-20% лечат и кормят пациентов, платят ЖКХ. В результате появляются задолженности.

Ежегодно в регионах принимается Территориальная программа оказания бесплатной медицинской помощи гражданам. Далее Территориальный фонд совместно с Департаментом здравоохранения региона комиссионно распределяет объемы оказания медицинской помощи, т. е. проще говоря, сколько стационар или поликлиника пролечат пациентов. Если это «участковая» поликлиника, то финансирование идет не по каждому случаю, а в целом за количество прикрепленного населения (поэтому основной принцип участковой поликлиники – нет пациента – целее деньги, а «бумажки» заполним, из-за чего добиться направления на диагностику или анализы крайне сложно). Объемы медицинской помощи распределяются комиссией «левой ногой через плечо» – на основании аналогичных периодов прошлого года и с учетом данных статистики (о хитростях статистики писали ранее, что она фактически подгоняется под выполнение поставленных задач, и в медицине это очень сложно отследить).

Как правило, в комиссию входит ограниченный круг «своих» людей из сотрудников Департамента и Территориального фонда, и отсутствуют четкие критерии распределения объемов. Поскольку присоединиться к работе в системе ОМС могут и частные клиники (что последнее время они охотно и делают), то они так же, наряду с бюджетными организациями, имеют право получить объемы медицинской помощи и лечить пациентов по полису ОМС. Но фактически это невозможно, если, конечно, вы не «свой» человек в системе здравоохранения (почему см. выше). Некоторые частные организации идут на принцип, подают в суды и выигрывают процессы (первая ласточка была в Санкт-Петербурге).

На эту тему было много публикаций в различных СМИ, и сотрудники ФАСа так же высказывают свою точку зрения на стороне частных клиник. Лечебные учреждения практически ежемесячно подают корректировки на комиссию по разработке Территориальной программы. В основном, они просят увеличить количество случаев пролеченных пациентов, уменьшить просят крайне редко, ведь за каждым случаем идут деньги.  Но если пройтись в вечернее время по стационару, то от заявленного количества «круглосуточных» пациентов, мы не увидим 20-30%, а в летнее время и больше. В 10 дней новогодних каникул стационары пусты, а по бумаге количество пациентов совпадает с количеством коек. А значит, что эти пациенты могли бы лечиться амбулаторно (или дневной стационар). Так почему же не лечатся?

Первичное звено здравоохранения в России существует только на бумаге, в нем нет достаточного количества необходимого оборудования, поликлиникам не выгодно обследовать и лечить, поскольку деньги они получают автоматически за прикрепленное население, огромная нагрузка с совершенно не нужными вызовами на дом (их нет практически ни в одной цивилизованной стране) и отсутствие программ мотивации вынуждают медицинский персонал бежать из первичного звена. Что получаем: порочный круг, который знаком многим медикам, как если, например, во время не устранить болевой синдром у пациента.

Страдают от этого все: и пациенты, и рядовые врачи, и организаторы здравоохранения, и чиновники.  Но последние просто «страдают» и не принимают никаких шагов (хотя это их воля и обязанности писать законы) по изменению финансовой модели страховой медицины в России и приведению ее к системе «без вранья и приписок», лишь только в голову пациентов вкладывают, что все лечение бесплатно.

Да нет, оно уже с 90-х годов платное, с тех пор как страна перешла на страховую модель и всем выдали полис ОМС. Однако до сих пор, население не может понять, поскольку до него эту информацию не доносят, что это за бумажка, что, где и как по ней «можно полечить бесплатно». А полечить можно многое, в том числе, пациент имеет право выбрать лечебное учреждение. Т.е. получив на руки форму №057/у он с ней может пойти в то лечебное учреждение, которое он захочет. Но тут на пути встают определенные барьеры – приказами Департаментов здравоохранения субъектов распределено, какая патология или какое прикрепленное население по территориальному признаку должны лечиться в том или ином учреждении.

И это понятно, например, перинатальный центр оснащен лучше и врачи там квалифицированнее, чем маленький роддом в селе Семеново. При этом, грамотные пациенты, зная свои права, даже с нормально протекающей беременностью пытаются прорваться в перинатальный центр. Лечебное учреждение отказывает всеми путями, но в итоге, понимая, что беременная имеет на это право (вот здесь огромное поле для работы чиновников с ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), принимают ее, тратят на это объемы медицинской помощи, а потом за проделанную работу не получают «ни шиша». Однако, необходимо помнить, что объемы распределяются только внутри субъекта РФ и на то население, которое проживает в этой области, поэтому многие главные врачи, имея светлые головы активно в свои лечебные учреждения привлекают потоки пациентов из других регионов, и эти случаи госпитализации не поставлены в рамки объемов и нет по ним цифр – сколько сумел привлечь – все  будет оплачено фондом и страховой компанией другого региона. Но так могут делать больницы, которым есть, что предложить и чем заманить пациентов.

Автор: врач, организатор здравоохранения Лидия Наконечная

Как сообщалось ранее, полгода назад в Мурманске умерла пожилая женщина, так как её отказались госпитализировать в областную больницу. Подробнее читайте: Лимиты ФОМС вынуждают главврачей отказывать пациентам или падать в долговую яму.

Поделиться