Врачи городской клинической больницы № 17 Департамента здравоохранения Москвы поставили на ноги 37-летнюю пациентку с тяжелой патологией – острая спаечная тонкокишечная непроходимость. Женщина перенесла множество операций и смогла вернуться к родным спустя полтора месяца живой и здоровой.
Хирург, доцент кафедры госпитальной хирургии №2 РНИМУ им. Н.И.Пирогова Алексей Шабрин рассказал medrussia.org, как это удалось сделать, с каким трудностями во время лечения пациентки пришлось столкнуться и каково ее состояние на сегодняшний день.
Заболевания у женщины сопровождалось тяжелым расстройством питания и крайним истощением организма – за 7 месяцев она похудела на 15 кг. По словам доцента, в больницу женщина поступила в тяжелом состоянии, поэтому ее сразу же направили в реанимацию.
Во всех случаях лечение спаечной непроходимости начинают проведением комплекса консервативных мероприятий, которые являются предоперационной подготовкой и часто позволяют ликвидировать эту непроходимость. Задача хирурга в этот момент правильно определить сроки консервативного лечения и в случае его неэффективности перейти к хирургическому вмешательству.
«Это такая хирургическая тактика: мы смотрим в течение 24 часов, и если ситуация не разрешается, тогда нечего ждать и дальнейшая консервативная терапия только в минус играет и для хирурга, и для пациента», – объясняет Шабрин.
Так получилось и в этом случае – женщину необходимо было оперировать. Врачи провели лапароскопическое вмешательство, удалив разросшиеся ткани в кишечнике, которые вызывали непроходимость. Пациентка шла на поправку, однако через несколько дней появились признаки перитонита (воспаление брюшины). Здесь врачам на помощь пришла вакуумная терапия.
«Этот воспалительный секрет, который скапливается в брюшной полости, он же никуда не исчезает, он остается там, после чего образуются гнойники, идет воспаление. А вот это устройство, с помощью которого мы проводили вакуумную терапию, если говорить по-простому, постоянно высасывало на определенном давлении из брюшной полости воспалительную жидкость».
Кроме того, тогда врачи провели экстренную релапаротомию и выявили несколько перфоративных язв в терминальном и среднем отделе тонкой кишки.
«Их патогенез мало изучен. Мнения, почему эти язвы возникают, разнятся. Но на наш взгляд, мы и диссертации писали на эту тему, это, безусловно, связано с низкой сопротивляемостью организма и белковой недостаточностью, – объясняет хирург. – Язвы появлялись то в одном месте, то в другом. Не было никакой технической погрешности. Только пациентке делали операцию, как в течение 3-4 дней возникала новая язва».
Чтобы избавить женщину от язв, ушить их и устранить последствия перитонита, врачам потребовалось провести в общей сложности 7 операций за 2,5 недели.
Лечение сопровождалось постоянной комплексной терапией и мультидисциплинарным подходом, сочетающим тактику програмированных санационных релапоротомий и современных подходов интенсивной терапии.
После того, как с внутрибрюшными осложнениями удалось справиться, у пациентки обнаружили абдоминального сепсиса на фоне нозокамиальной инфекции.
«Работали совместно. И реаниматологи, и терапевты, и клинические фармакологи, и хирурги. Безусловно, это правильный коллегиальный подход. Плюс антибактериальная терапия, конечно, была необходима. Мы 3 или 4 раза меняли только группы антибиотиков, так и удалось перебороть».
С момента завершения последнего хирургического вмешательства, женщина находилась в больнице еще несколько недель. В целом же, ее пребывание в медучреждении не продлилось больше двух месяцев. Шабрин отмечает, что длительность пребывания пациента в больнице не является ключевым показателем.
«У нас есть пациент, который на данный момент уже три месяца лежит в больнице, и, наверное, будет здесь еще два месяца. Но это не всегда хорошо, наоборот, вся медицина за быстрое лечение и, как говорится, дома-то и стены помогают. Тут важно не затянуть с этим, определить момент, когда пациента нужно выписать и отпустить домой, – говорит доктор. – Пациентка вернулась к родным. У нее трое детей, она многодетная мать. Очень радостная и довольная ушла из больницы на своих ногах».
По словам хирурга, нельзя точно сказать, образуются у женщины снова язвы и спаечная непроходимость или нет. После таких операций пациенты две недели должны продержать строгую диету: не есть острую, жирную и жареную пищу. Необходимо принимать масляные слабительные и следить за тем, чтобы был стул.
«Сейчас у нее все стабильно, она дома и не испытывает никаких проблем».
«Я еще раз хочу сказать о коллегиальности и чувстве плеча в таких ситуациях. Иногда, для врача это важно, какой бы он профессор, академик не был, когда он один на один с пациентом, ему тяжело. Этот случай и в плане медицинского наблюдения красив, но в плане коллегиальности и чувства опоры, которая очень важна, эта ситуация очень показательна. Врачи очень серьезно подошли к этому вопросу. Достойно. Мы с гордостью говорим об этом», – заключил Алексей Шабрин.