Выпускники хотят быть пластическими хирургами, а не работать на “скорой”

Сентябрь – начало учебного года, время подведения итогов вступительной кампании в медицинские вузы и кадровых перспектив. Как сообщила директор департамента медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения РФ Татьяна Семенова, конкурс при поступлении на бюджетное обучение в вузы, подведомственные Минздраву, в 2018 году составил в среднем 10 человек на место, на платное обучение – 6,61 человека на одно место.

Несмотря на претензии к врачам и обвинения их во всех смертных грехах, профессия остается престижной. Стремление получить ее, как видим, сохраняется. Молодые люди хотят стать врачами. Однако не всякими. И если с поступлением в медицинские вузы дела обстоят прекрасно, во всяком случае, от желающих стать студентами-медиками нет отбоя, то с кадровыми перспективами ситуация далеко не столь радужная. Выпускники массово хотят стать акушерами-гинекологами, хирургами (особенно пластическими), неврологами, дерматологами (преобразующимися затем в косметологов). И большинство совсем не видит себя в будущем радиологами, психиатрами, гериатрами, врачами скорой помощи – то есть специалистами, которых остро не хватает в стране.

Выступая на заседании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов, директор департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава Татьяна Семенова заявила, что руководители учебных заведений игнорируют контрольные цифры приема в ординатуру по дефицитным специальностям, которые выставляет Минздрав. Эти контрольные цифры Минздрав формирует за полтора года до публичного конкурса, по итогам которого предоставляется бюджетное финансирование обучения в ординатуре. Но в отношении итогового результата, как выяснилось, они эффекта не имели.

Татьяна Семенова привела пример с радиологией. Радиологов в стране огромный дефицит. На публичный конкурс было выставлено 120 мест в ординатуру по радиологии – самый минимум, который был необходим. Со всей страны поступило лишь 17 заявок. Если никого из ординатуры не отчислят за время учебы, через два года в отечественную медицину придет 17 радиологов, тогда как нужно по меньшей мере 120.

Противоположная ситуация в пластической хирургии. Здесь практически нет бюджетных мест, а количество обучающихся на платной основе вуз регулирует самостоятельно. Например, в Первом московском медицинском университете им. И.М. Сеченова в нынешнем году набрали 53 ординатора.

Заведующий кафедрой пластической и челюстно-лицевой хирургии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) Александр Неробеев сказал, что в этом году он планировал взять трех ординаторов, а вуз принял 14. «Одного на бюджет, остальных за деньги, – подчеркивает профессор Неробеев. – В позапрошлом году приняли 20 человек, хотя мы ходили в Минздрав и просили уменьшить набор. Мне стыдно, так как все эти люди будут потом называть мою фамилию и говорить, что учились у меня. Но учиться они не хотят. Они знают, что будут колоть филлеры и ставить нити. На серьезные операции не ходят, так как заранее знают, что будут делать только веки, грудь и нити».

Собственно, объяснение профессора Александра Неробеева вполне исчерпывающее и касается не только пластической хирургии, но и других пользующихся популярностью медицинских специальностей: акушерства и гинекологии, дерматологии. Попробуйте найти хорошего дерматолога – обыщетесь. Дерматологи быстро превращаются в косметологов. Понятно – гораздо прибыльней. И ведь не осудишь: естественное желание иметь хороший доход.

А какой может быть доход, например, у гериатра? Со стариков что возьмешь? О врачах скорой помощи и говорить нечего. Работа тяжелейшая, на износ. При этом все время подвергаться опасности – неизвестно, на кого нарвешься. От нападений тех, к кому приехали на вызов, и их родственников больше всего страдают работники скорой. Их все время обещают защитить, но проходят годы и ничего с места не сдвигается.

У Минздрава есть планы работать не только над дефицитом, но и над избытком кадров. Депутат и главный внештатный оториноларинголог Минздрава Николай Дайхес говорил: «Недавно в Госдуме было совещание. Когда обсуждался новый государственный стандарт образования, департаментом образования было сказано, что количество обучающихся будет регулироваться. Нам не требуется такое количество представителей некоторых специальностей, обучающихся в государственных учреждениях, в том числе на бюджете».

Собираются, стало быть, ликвидировать избыток кадров административным путем. Привычный метод. Запретят обучать в ординатуре той же пластической хирургии или какой-нибудь другой заманчивой специальности? Так ведь медицинским вузам это выгодно – на платной и очень дорогой основе. Вряд ли запрет на что-то повлияет, раз выгодно взаимно: и обучающим, и обучаемым. Найдут какой-нибудь выход.

Но, может быть, есть другой путь: сделать необходимые специальности материально привлекательными? Платить тем же радиологам, гериатрам, врачам скорой в разы больше. Вроде бы у нас рынок. Который, как когда-то обещали, все расставит по своим местам. В других странах это работает.

Автор: Ада Горбачёва, обозреватель «Независимой газеты»

Как сообщалось ранее, директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава Татьяна Семенова на заседании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов рассказала, что руководители учебных заведений игнорируют контрольные цифры приема в ординатуру по дефицитным специальностям, которые выставляет Минздрав, и призвала их сначала анализировать эту информацию и только потом направлять заявку на получение бюджетного финансирования. Подробнее читайте: «В стране не хватает радиологов и врачей скорой, а медвузы набирают ординаторов по пластической хирургии»

Поделиться