Об этом изданию VL.ru рассказала фельдшер Наталья (имя изменено), которая работала на подстанции с мужем – врачом-психиатром с июля 2016 года.
По её словам, сразу же после получения первых непрофильных вызовов супруг обратился к начальнику медчасти с просьбой отправить его на обучение в интернатуру.
«Раньше получить сертификат врача было проще − требовалось только пройти трехмесячные курсы, − рассказывает Наталья. − Сейчас − это минимум год в интернатуре. Ирина Юрьевна (начальник медицинской части. − Прим. VL.ru) сказала: “Мы подумаем над этим вопросом”, а потом все затихло. Мы ждали, а непрофильные вызовы продолжали поступать. В 2018 году решили как-то действовать. Сначала узнали у адвоката, насколько это законно. Он подтвердил, что оказание медицинской помощи по непрофильным вызовам грозит сразу несколькими уголовными статьями. Написали в крайздрав и Министерство здравоохранения. Кузьмин, директор краевого департамента здравоохранения, и Купеева из Минздрава подтвердили, что без сертификата врача скорой работать на обычных вызовах психиатр права не имеет».
Вот что в официальном ответе писал директор департамента здравоохранения Андрей Кузьмин: «В связи с тем, что, работая на скорой медицинской помощи, часто возникают ситуации, когда врачу-психиатру психиатрической бригады СМП приходится сталкиваться с жизнеугрожающими состояниями различного профиля (острый инфаркт миокарда, оказание помощи при ДТП, при отсутствии бригад общего профиля или специализированной − анестезиологии-реанимации и т. д.), во избежание “несертификационной деятельности” необходимо иметь данным специалистам еще дополнительно сертификат по специальности “скорая и неотложная помощь”».
«Когда мужа принимали на работу, никто про то, что будут другие вызовы, не предупреждал, − уточняет Наталья. − Ведь это все равно, что педиатра на психиатрию направить. Понятно, что все это из-за нехватки бригад, но фактически такие распоряжения подставляют под уголовные статьи кучу людей. Считайте сами: психбригады у нас на Владивосток две, работают они сутки через трое. Получается восемь врачей. Я точно знаю, что как минимум у троих лицензии врача скорой нет, как и у моего мужа. Недовольные такой ситуацией были все, в том числе и те, у кого лицензии были, но более чем на словах никто, кроме нас, не возмущался. У кого-то пенсия скоро, у кого-то другие причины».
По словам женщины, в пункте 11 приказа № 108 «О скорой психиатрической помощи» указано, что психиатрические бригады не должны направляться на вызовы без указаний на наличие у предполагаемого пациента психических расстройств. Однако за отказ брать непрофильные вызовы на врача-психиатра старшие смены писали докладные. Схема, как рассказывает Наталья, была следующая: поступление непрофильного вызова, отказ, недолгое ожидание профильного и последующий выезд. По этому поводу собирались три врачебные комиссии. За один из случаев врачу объявили выговор.
«Про зарплату отдельный разговор, − жалуется Наталья. − Работая на 1,75 ставки, мой муж получал баллов меньше, чем я, фельдшер. В общем, подводили под увольнение. Наконец он решил, что лучше уволиться, чем сесть за несертификационную деятельность. Когда заявление подал, расчет сделали в этот же день, лишь бы ушел».
«Есть закон, который говорит о том, что экстренную медицинскую помощь обязан оказывать врач любой специальности, независимо от того, как он называется: психиатр, врач УЗИ, травматолог, − прокомментировал ситуацию главврач ССПМ во Владивостоке Дмитрий Чурилов. − Психиатр станции, который направляется на выполнение экстренного вызова, связанного с угрозой жизни пациенту, обязан выполнить этот пункт.
Я знаю об обращении с данным вопросом в прокуратуру, департамент здравоохранения, в Росздравнадзор. Замечу, что до сих пор станция скорой помощи не получила предписания о неправильных действиях ни из одного ведомства. На выполнение экстренного медицинского вызова с угрозой жизни направляется первая ближайшая свободная бригада».
Сейчас уволившийся врач-психиатр ждет решения трудовой инспекции и готовится идти в суд, если ответ его не устроит.
Как сообщалось ранее, директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава Татьяна Семенова на заседании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов рассказала, что руководители учебных заведений игнорируют контрольные цифры приема в ординатуру по дефицитным специальностям, которые выставляет Минздрав, и призвала их сначала анализировать эту информацию и только потом направлять заявку на получение бюджетного финансирования. Подробнее читайте: «В стране не хватает радиологов и врачей скорой, а медвузы набирают ординаторов по пластической хирургии».