По его словам, хоть и существуют проблемы недоинансирования и нехватки кадров, но это не главное. Беда в том, что недостаточно в России готовят специалистов.
«В советское время в высшие учебные заведения поступало 30-40 процентов выпускников школ. Сегодня таких почти 90 процентов. А специалистов нет. Мы выделяем целевые места, а специалистов опять нет. Cтоит пристальнее взглянуть на организацию здравоохранения. Как эти специалисты востребованы на местах? Какие им создаются социальные условия? Почему они не едут по назначению и так далее.
У меня недавно была встреча с руководством Роспотребнадзора Москвы. В этом ведомстве больше 100 вакантных ставок. Вроде бы Москва. Есть медико-профилактический факультет в университете. А студенты не идут. Почему? Оказалось, нет условий для прохождения практики в закрытых учреждениях этого ведомства. Студенты не знают, что такое Роспотребнадзор Москвы, чем он занимается. Мы подписали соглашение с Роспотребнадзором, создали школу мастерства для этого направления.
Наши студенты будут в ней проходить практику и обучение. Я вам гарантию даю: они пойдут туда на работу. Скажете: в Москве деньги есть, вот вы и создаете.
Деньги важны. Но кроме них должна быть организация процесса, должна быть разработана система: от школы до трудоустройства в поликлиники и стационары столицы. Мы эту систему создали через медико-биологические классы, предуниверсарии, сдачу экзамена. Начиная с 5-го курса студенты идут в школу профессионального роста, которую мы создали. Есть договор с департаментом здравоохранения столицы. Он определяет места, где студенты должны во внеучебное время проходить практику. За это им доплачивают», – рассказал ректор.
Он отметил, что в других регионах страны никто не мешает университетам работать со старшеклассниками. На это больших денег не надо, тем более, что многие школьники хотят стать врачами. Профессия врача вышла на первое место по востребованности среди молодёжи.
Ректор уверен, что регионы заинтересованы, чтобы к ним приходили специалисты, но ответственности за это нет, а должна быть.
Если выдано 30 целевых направлений, значит 30 человек должны прийти после окончания вуза.
«Нужен контроль, повторюсь, ответственность министра регионального здравоохранения и губернатора за закрепление кадров в регионе и создание социального пакета для выпускника», – добавил Пётр Глыбочко.
Ректор рассказал и о процессе становления вуза, о его пути от факультета в МГУ до медуниверситета с собственными разработками.
«Мы прошли все этапы – от факультета в Московском государственном университете. В 1930 году стали медицинским институтом. Потом были Московской медицинской академией имени Сеченова.
В 2010-м стали Первым Московским государственным медицинским университетом. С 2010 года вошли в программу, которая финансируется государством и идет в основном на развитие науки. И сегодня мы формируем в университете научно-технологический парк биомедицины. В орбите парка институты, которые занимаются научными разработками: молекулярной медициной, регенеративной, трансляционной, персонализированной. Институт бионических технологий и биоинжиниринга. Они нацелены на создание новых лекарственных препаратов, биопродуктов. Они в шаговой доступности от клинического центра, где результаты исследований находят практическое применение.
Мы работаем с бизнесом. Вуз становится предпринимательским. Есть малые предприятия, которые реализуют те или другие проекты в университете. Чтобы старейший медвуз ориентировался на медицину будущего. Еще в 2010 году мы создали для этого специальную программу. Иначе нельзя.
Здравоохранение развивается стремительно: информатизация, цифровизация, роботические технологии… И, естественно, нужен новый врач: молекулярный диетолог, нанофармаколог, биотехнолог… Те препараты, те биопродукты, которые мы создаем, врач будущего обязан знать, обязан применять в практике», – пояснил ректор.
В заключении Пётр Глыбочко добавил, что врач должен быть всесторонне образован, так как он – элита общества: «Мы в принципе их в этом направлении готовим».
Как сообщалось ранее, гендиректор EMC, одной из крупнейших и самой дорогой сети клиник в России, Андрей Яновский рассказал изданию, как зарабатывать деньги, оставаясь честными по отношению к пациентам. Подробнее читайте: Гендиректор сети частных клиник: Для меня медицина – это только бизнес и ничего личного.