«ВИЧ – не приговор, это хроническая инфекция, которую можно контролировать»

Почти 30 лет во Владивостоке работает многопрофильная служба – краевой СПИД-центр. Его главный врач Лидия Скляр рассказала АиФ о работе Центра, о том, как снизить вирусную нагрузку и как ведётся статистика больных.

Врач рассказала, что от лозунга «чума ХХ века» полностью отказались, так как ВИЧ – не приговор, это хроническая медленная инфекция, которую можно контролировать и которой можно управлять: методы лечение доступны, лекарства – эффективны, препараты нового поколения имеют меньше побочных действий, бесплатны для заболевших, перебоев с их доставкой в регион нет.

«В первую очередь, главные задачи службы ВИЧ-инфекции – в оказании специализированной медицинской помощи, проведении профилактики, организации учёта, сбора статистических данных, аналитики. Немногие центры, как приморский, могут похвастать наличием стационара. У нас есть поликлиническое отделение, где наши пациенты получают консультативную специализированную помощь. Узкопрофильные врачи работают слаженной командой: инфекционисты, гинекологи, педиатры, дерматовенерологи, урологи. Именно в нашем центре ВИЧ положительному пациенту назначают терапию, которую он получает бесплатно и постоянно.

Кроме того, при центре действует самая большая в крае лаборатория, где проводят клинический, биохимический, молекулярно-генетический, бактериологический, иммунологический и другие анализы. Проводим все виды исследований, в том числе на ВИЧ», – рассказала главврач о работе Приморского Центра.

При этом пациент с ВИЧ-инфекцией так же, как и все, пациенты наблюдается в поликлинике по месту жительства.

Та же аналогия со стационарами. Пациент с ВИЧ-инфекцией должен получать профильную квалифицированную помощь в любом медицинском учреждении. С диагнозом пневмония в отделении пульмонологии, язва – гастроэнтерологии и так далее.

Если терапия не приносит ожидаемого результата, то это серьёзное показание для направления в стационар СПИД-центра.

Тогда специалистам следует оценить степень приверженности к терапии – соблюдение кратности приёма препаратов, количества таблеток. Бывает, что пациент пропускает приём лекарств. Прерывают терапию по разным причинам, в том числе из-за зависимости от алкоголя, наркотиков. Это отследить непросто, и здесь одному врачу-инфекционисту справиться невозможно. Привлекаются к работе психотерапевтов, психологов, наркологов, психиатров и других узких специалистов.

«Иногда из-за халатности пациента мы наблюдаем регресс, вырабатывается устойчивость вируса к терапии, резистентность. Нарушение приверженности играет большую роль. Один раз отказался от препарата, второй… Нарушился режим, начались срывы. Как следствие – вирусы мутируют и вырабатывается устойчивость к лекарственным препаратам. Регулярный приём препаратов защищает от возникновения резистентности», – отметила врач.

Сегодня в Приморском крае проживает более 10 тысяч жителей с ВИЧ, то есть регион вышел за пределы 0,5%, но ситуация пока под контролем.

«Второй год ведём федеральный регистр, куда вносим все данные о ВИЧ-инфицированных пациентах: регистрацию по месту жительства, паспортные данные, СНИЛС, медицинские показатели и др. Это не дискриминация, а необходимость упорядочить статистику, а, как известно, она у нас в России неоднородная. Кроме этого, в соответствии с данными федерального регистра, выделяется финансирование на лечение и обследование больных, чтобы каждый пациент, который пришёл к нам, получил терапию и обследование. Информация защищена», – пояснила Лидия Скляр.

Всемирная организация здравоохранения призвала всех к достижению цели, отражённой в цифрах «90-90-90». То есть 90% обследованных людей должны знать о своем ВИЧ статусе. Затем, по мировым стандартам 90% из обследованных должны получить терапию и 90% из получающих лечение должны иметь неопределяемый результат на ВИЧ в крови, а значит они не опасны для заражения контактных лиц.

Есть ситуации, когда анализ на ВИЧ крайне необходим.

«Во-первых, это клинические показания, к примеру, невысокая, но длительная температура. Изначально врач должен определить круг предполагаемых причин и отправить обследоваться на предполагаемые инфекции. Другими показаниями могут быть частые ангины, бронхиты, хронические гепатиты, вызванные вирусами В и С, похудание. Есть целый список заболеваний, при которых нужно обязательно проводить скрининг на ВИЧ. Соблюдение этого алгоритма делает честь врачу как профессионалу, и пациенту, который понимает ситуацию правильно и соглашается на обследование для исключения ВИЧ-инфекции. И надо понимать, что ВИЧ-инфекция не имеет своего лица, она имеет маски, т.е. прячется под другие заболевания.

Обязательный скрининг на ВИЧ проходят доноры, медработники, военнослужащие. Существуют также эпидемиологические показания к обследованию на ВИЧ и в большей степени это касается асоциальных слоев общества», – пояснила доктор.

«Мы боремся за каждого ребёнка, который рождается у инфицированных матерей. Если женщина социально благополучная – проблем нет, она соблюдает рекомендации, принимает лекарства, которые нетоксичны для ребёнка. Без препаратов риск 50%. Зачем рисковать, за что ребёнок будет наказан? Это вопрос к женщинам асоциальным, и у нас таких много. ВИЧ-инфицированным необходимо встать на учёт в женскую консультацию по месту жительства, и обязательно прийти в наш центр. Контроль за состоянием мамы и ребёнка полноценный. Профилактика строится на трёх этапах – беременность, роды, новорождённость. Кроме того, что будущая мама во время вынашивания ребёнка получает терапию, в родах ей вводят препарат, а в течение месяца проводят профилактику ребёнка. Тогда гарантия, что малыш будет здоровым – 100%. Но бывает, что женщины не наблюдаются в консультациях, поступают в роды уже со схватками, и мы не по своей вине пропускаем этапы профилактики. Достучаться до наркозависимых матерей сложно. Где гарантия, что асоциальная женщина будет давать профилактические препараты ребёнку? А от этого зависит заболеет ребёнок или нет», – рассказала главврач о работе с детьми.

А за умышленное инфицирование других людей предусмотрена уголовная ответственность. Пациент, вставший на учёт, подписывает документ об информированности о диагнозе, о том, что он предупреждён об уголовной ответственности за заражение других лиц. Специально заразил либо по неосторожности, но за это можно реально получить срок от трёх до пяти лет.

А отрицание ВИЧ-инфекции, по мнению врача, это нежелание быть грамотным.

Она добавила, главное, что необходимо знать о терапии против СПИДа – она бесплатная, доступная и эффективная.

«Совсем не обязательно афишировать какой бы то не был диагноз. Публичные люди говорят о собственном статусе ВИЧ для того, чтобы привлечь внимание обывателей к этой проблеме, чтобы разрушить стереотипы, показать, что и с этим заболеванием можно жить, работать и быть счастливым», – заключила Лидия Скляр.

Как сообщалось ранее, в России на данный момент вирусом иммунодефицита человека заражено 900 тысяч человек, из которых ежегодно умирают 200 тысяч. Подробнее читайте: Глава СПИД-центра: С новыми лекарствами можно прожить счастливую жизнь, не заразив партнёра и детей.

Поделиться