• Medrussia:
“Сейчас центры СПИД захлебываются от количества пациентов, а врачи перегружены”

Руководитель Федерального научно-методического центра по борьбе и профилактике ВИЧ-инфекции ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, академик РАН Вадим Покровский рассказал “Интерфаксу” о методах профилактики и лечения ВИЧ, статистике по инфицированным, финансировании центра, перспективных исследованиях лекарства от ВИЧ.

«ВИЧ/СПИД как был смертельным, так и остался, если заразившийся ВИЧ человек вовремя не получил современное лечение, да и оно далеко не всегда эффективно. Число смертей от ВИЧ/СПИД в мире снижается, но тем не менее около миллиона умерли от СПИДа в прошлом году. А в России число смертей от СПИДа пока растет. Только по официальные данным Росстата, в 2016 году умерли от ВИЧ/СПИД 18 577 россиян, а в прошлом году – 20 045», – отметил эксперт.

Он добавил, что пока полностью излечить ВИЧ нельзя, а больной этой инфекцией даже при хорошем лечении лет на 10 раньше становится стариком, чем человек без ВИЧ.

По его словам, сейчас в России около миллиона ВИЧ-инфицированных человек. Ежедневно их число растёт на 200-300, а по итогам года ожидается порядка 100 тысяч новых случаев.

«Сейчас Россия – район наиболее быстрого распространения ВИЧ. За последние три года выявлено около 300 тысяч ВИЧ-инфицированных россиян, по 100 тыс. случаев в год. Это больше, чем по всей остальной Европе. Например, в Германии в прошлом году насчитали только 1700 новых случаев», – отметил Вадим Покровский. – Когда я слышу, что “эпидемия ВИЧ у нас под контролем”, я вспоминаю басню: “я медведя поймал, да он меня не отпускает”. Мы контролируем, как разворачивается эпидемия, но пока не можем ее остановить».

По его словам, группы населения, в которых ВИЧ давно распространяется, уже серьезно поражены: в некоторых регионах ВИЧ обнаруживают у более 50% потребителей наркотиков и 20% мужчин, имеющих секс с мужчинами. К последним, кроме мужчин-гомосексуалистов, относят также и тех, кто вступает в связи с лицами обоих полов (бисексуалов), а таких в России немало. Так как зараженные ВИЧ наркоманы и бисексуалы имеют половые контакты с лицами другого пола (гетеросексуальные), то от них ВИЧ перекидывается на общее население. По предварительным данным за текущий год, в результате гетеросексуальных контактах заразились 54,8% впервые зарегистрированных ВИЧ-позитивных, при гомосексуальных – 2,2%, при употреблении наркотиков – 42,5%. Процент заразившихся при гомосексуальных контактах мал потому, что мужчин, имеющих секс с мужчинами, среди населения немного, но ВИЧ в этой группе распространяется быстро.

По словам эксперта, пока удалось только существенно снизить вероятность передачи ВИЧ от матери к ребёнку.

Вообще, по его мнению, необходимо в первую очередь предупреждать заражение, а не только выявлять и лечить, тем более что Минздрав пока не может обеспечить лекарствами всех россиян, у которых ВИЧ-инфекция.

«Программы по предупреждению заражения у нас крайне слабые. Минздрав даже слово “эпидемия” не употребляет, так зачем же людям предохраняться? Объясняют: “не хотим сеять панику среди населения”. Можно подумать, что, услышав об этом, народ побежит на улицу с криком “Спасайся, кто может!”. Наверно, боятся, что их поругают за то, что “эпидемию развели”.

На мой взгляд, крайне вредно, что люди не знают об угрозе развития у нас эпидемии по африканскому варианту, где ВИЧ распространяется преимущественно гетеросексуальным путем», – добавил Вадим Покровский.

По его словам, прогноз в России пока неблагоприятный, так как Минздрав не желает признать эпидемию, и рапортует только о достигнутых успехах.

«Но успехи-то скромные: в прошлом году получали современное лечение 340 тысяч из 900 тысяч, живущих с ВИЧ, а в текущем году – 412 тысяч из почти 1 миллиона диагностированных. И, несмотря на это улучшение, число смертей от ВИЧ/СПИД у нас растет», – добавил эксперт. – Остальным Минздрав пока не может предоставить лекарства, не хватает денег. Но здесь больше вопросов к Госдуме. Нужно увеличивать бюджет, только в этом случае мы сможем закрыть пробел, закупить лекарства для всех. Пока же Минздрав вынужден покупать лекарства подешевле, но понятно, что дешево продают не самое лучшие.

Есть и бюрократические препятствия. У нас сначала паспортные данные на ВИЧ-позитивных вносят в регистр, потом только выделяют деньги на закупку лекарств на их лечение, а закупку делают раз в год. Может пройти довольно много времени, пока человек получит лекарство. А мировая установка: для предотвращения распространения ВИЧ-инфекции нужно начинать лечить всех зараженных ВИЧ сразу же после выявления. Большая часть смертей связана с поздним началом лечения».

По его словам, в России всех «ВИЧ-инфицированных» подменили на «состоящих на диспансерном учёте», а это лишь 70% от числа диагностированных пациентов. Если еще похитрить, считать только тех, чьи паспортные данные внесли в регистры то, может, и удастся дотянуть и до 90%. Но примерно 30% тех, у кого обнаружен ВИЧ, вообще не ходят в центры СПИД. Это не только наркоманы, но и те, кто не желают, чтобы их данные в какие-то регистры заносили: вдруг они на каком-нибудь сайте окажутся?

«Для полного обеспечения лекарствами нужно порядка 50 млрд рублей – это цена современной подводной лодки, и борьба с эпидемией – это тоже вопрос национальной безопасности. Еще столько же надо потратить на создание инфраструктуры, на закупку диагностического оборудования, наём на работу и подготовку тысяч новых врачей. Сейчас центры СПИД захлебываются от количества пациентов, врачи перегружены.

Мероприятия по предупреждению заражения ВИЧ также должны хорошо финансироваться. Для того чтобы действительно взять эпидемию под контроль меньше, чем в 100 млрд рублей уже не уложиться», – уверяет Вадим Покровский.

Как сообщалось ранее, Почти 30 лет во Владивостоке работает многопрофильная служба – краевой СПИД-центр. Его главный врач Лидия Скляр рассказала о работе Центра, о том, как снизить вирусную нагрузку и как ведётся статистика больных. Подробнее читайте: «ВИЧ – не приговор, это хроническая инфекция, которую можно контролировать»

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры