Правило “третий лишний” появилось в ноябре 2015 года. Преимущества предоставляются участникам, которые готовы поставить лекарства, произведённые в России и других странах ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения). Если поступило как минимум две таких заявки, то заявки участников, которые собираются поставить лекарства из других стран, должны отклоняться.
Как выяснил Лайф, государственные закупщики (Минздрав, региональные органы власти и отдельные больницы) проиграли в деньгах из-за правила “третий лишний” на десятках тендеров. Это торги разного масштаба — цена может измеряться как в миллиардах, так и в сотнях рублей, потери соответствующие.
В тендерной документации указываются две причины отказа из-за правила “третий лишний”. Первая — “поставка лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства”, вторая — непредоставление специального сертификата, подтверждающего, что товар произведён именно в ЕАЭС (это один из пунктов правила “третий лишний”).
До появления правила “третий лишний” действовала (и продолжает действовать для других товаров) система преференций. Она тоже нацелена на импортозамещение, но не такая жёсткая. Согласно приказу Минэкономразвития от 25 марта 2014 года, преференции поставщикам отечественных товаров устанавливаются в размере 15%.
Что это значит, можно понять на примере. Допустим, идут торги на поставку компьютера. Заявки подают поставщики из России и из Китая. Оба предлагают цену 100 рублей. При этом автоматически цена российского поставщика засчитывается не как 100, а как 85 рублей (на 15% дешевле). То есть она оказывается как будто ниже, чем у китайского соперника, — поэтому с российским поставщиком заключают контракт. При этом заплатят ему за компьютер 100 рублей.
6 марта, выступая на брифинге в Ассоциации европейского бизнеса в Москве, глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ведомство предлагает отменить правило “третий лишний”. Как рассказал Лайфу Тимофей Нижегородцев, взамен преференции можно поднять.
— То есть заявки иностранных производителей не будут отклоняться — им можно будет участвовать, опустив цену ниже определённой величины, — сказал он. — Раньше эта преференция была 15%, но можно обсуждать её увеличение до 20 или 25%. Главное, чтобы иностранцы с определённым шагом понижения могли участвовать — это и будет преференцией для российского производителя.
По словам директора Института здравоохранения ВШЭ Ларисы Попович, примеров, когда правило “третий лишний” бьёт по бюджету, “множество”. По её мнению, защита рынка должна быть кратковременной.
— Правило “третий лишний” за два года уже исчерпало себя, — сказала она. — Отечественные производители встали на ноги и обрели силы, чтобы отойти от тепличных условий. Здоровый рынок может быть только конкурентным. Для российских производителей вполне достаточно той 15-процентной форы в цене, которая у них есть.
Как ранее рассказывал Лайф, с 2014 года производство лекарств в России выросло на четверть — в том числе благодаря курсу правительства на импортозамещение.
При этом генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев ранее озвучивал пессимистичную версию развития российского рынка.
— Вопрос ценообразования на препараты низкого ценового сегмента до сих пор не решён, несмотря на поручение президента, некоторые компании вынуждены производить лекарства из перечня ЖНВЛП себе в убыток, — говорил он. — Велик риск, что скоро эта же проблема коснётся вакцин. Сейчас их закупки производятся по ценам прошлого года, без учёта инфляции. В сложившейся ситуации компании могут просто прекратить производство вакцин, в т.ч. входящих в календарь прививок.
А президент Вятской торгово-промышленной палаты Николай Липатников 20 декабря направил обращение в Совет Федерации (сенатору Олегу Казаковцеву), где говорится, по сути, об угрозе фармапокалипсиса из-за нового требования к маркировке лекарств.
“Затраты на маркировку приведут к увеличению себестоимости препаратов, по различным оценкам, на 10–15%, — было сказано в письме. — В результате большая часть недорогого, низкомаржинального ассортимента из числа зарегистрированных жизненно важных препаратов может перейти в категорию убыточных, и их выпуск будет прекращён”.
Автор: Александра Рыкова, Лайф
Фото: © РИА Новости / Игорь Зарембо
Как сообщалось ранее, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обсуждает с правительством отмену правила «третий лишний» при госзакупках лекарств. Подробнее читайте: ФАС обсуждает с правительством отмену правила «третий лишний» при госзакупках лекарств.