Также я общался с одной приятной женщиной, зам. главврача одной из московских поликлиник. Она рассказывала про своего экс-научного руководителя – академика РАН Владимира Трофимовича Ивашкина. Академик ругал её в своё время за то, что она пошла в первичное звено. Мол, золотые головы пропадают!
Это кажется странным, потому что именно на первичное звено здравоохранения опирается здоровье нации. Хотя кого оно волнует по большому счёту? Даже самой нации плевать – чем крупнее предупреждения на пачках сигарет, тем веселее шутки про них. Если без иронии, я, как способный системно взглянуть на проблему молодой человек, считаю правильной текущую политику министерства. Упор на первичное звено – логичный упор, хотя и противоречит студенческим интересам (блокшот на попадание в ординатуру). Амбулаторной практике нужны хорошие врачи и не менее сильно они нужны пациентам.
Я работал в поликлинике и видел прекрасных докторов, испытывающих высокую нагрузку и продолжающих развиваться. Но почему эстеблишмент не любит первичное звено? Это ведь великолепное место для “творчества в рамках рекомендаций” (и нередко – за их пределами), которого нет в стационаре с жестким формуляром, где твоя свобода ограничивается порогом у входной двери.
Мне кажется, что негативное отношение сложилась благодаря нескольким мифам. Причем складывается ощущение, что эти мифы складывались для того, чтобы затянуть специалиста в стационар.
Миф 1. Низкоквалифицированные врачи
«Вот чего бойся-то! Придешь в поликлинику – а тебя убьют!» – так бы я писал, если бы верил в ерунду про низкий уровень квалификации в первичном звене. Он низкий и тут, и там. В поликлиниках пишут “бисапралол”, в стационарах перерасшифровывают ЭхоКГ за диагностов. В стационарах учат выписывать за шесть дней, в поликлинике – вести терминальных больных на дому. В поликлинике ты можешь выписать долбанный рецепт, а в стационаре у тебя даже печати нет.
Есть плохие примеры, но есть и хорошие. В поликлинике есть врачи, которые хорошо разбираются и в диагнозах. Кто-то просто по приколу учит классификацию варикозной болезни вен нижней конечности по СЕАР, например.
Миф 2. Из поликлиники не выйти в люди
Тоже бред. Поликлиники в какой-то мере даже более стабильная организация, чем стационар – там реже меняются главные врачи, а значит – и весь остальной персонал. Нередко в стационаре можно встретить рядового доктора, который побывал и на руководящей должности, и в подчинении, просто люди не смогли перешагнуть себя и уйти из привычного ЛПУ. Крепостные врачи.
В то же время в поликлинике не меньший уровень заработной платы. Особенно сейчас, после ажиотажа (или во время?) “майских указов”. В городе-миллионнике врач-участковый терапевт может зарабатывать 40+ тысяч рублей, в отдельных уникальных случаях – 50 тысяч рублей. А про московские 140+ К можно и не говорить.
Миф 3. В поликлинике ужасно большая нагрузка
Может быть и справедливое замечание. Но почему-то не получается так – в стационаре врач может зависать с 8 утра до 8 вечера, а врач поликлиники по окончании рабочей смены сразу идёт домой. Это называется парадокс.
Хотя, конечно, врач поликлиники тоже не всегда уходит вовремя, особенно за 3-4 дня до проверки страховых. Но это 3-4 дня, а не ежедневное околачивание вокруг залежавшихся в отделении персоналий.
Поликлиника и наука
Даже в области авангардной медицины имеет место скос в сторону амбулаторной практики. Тренд – изучать долговременные исходы. Стационар не может держать пациента слишком долго и не может бесконечно дергать его к себе на консультацию. А в поликлинике – пожалуйста, приходи в наш дом в любой момент. Может быть откроем.
Поликлинике нужно новое дыхание – разрешить создавать этические комитеты и иметь научных консультантов, чтобы делать всё “в полях”, как говорится. Это выведет российскую медицину на уровень выше.
IT-тренды похоронят чисто терапевтические отделения в стационарах
Поликлиника – это новый горизонт медицинских событий, за которым виднеются главные IT-тренды – телемедицины, удаленное наблюдение за пациентом, долгосрочный уход. Стационар должен умереть, когда перестанет быть проблемой установить на дому капельницу, измерить давление и дать каптоприл под язык. Или брызнуть нитроспреем. Или что-то ещё в этом “экстренном” духе.
Так или иначе, обижать поликлинику – довольно недальновидно. Развивать её – лучшее решение. И всё с ней будет так.
Автор: терапевт Алексей Назимов
Как сообщалось ранее, в южно-сахалинской поликлинике работает 79-летняя терапевт Татьяна Дмитриевна Хван, она кропотливо принимает пациентов одна, без помощи медсестры, поэтому осмотры затягиваются часто до поздней ночи, когда медучреждение уже давно закрыто. Подробнее читайте: В южно-сахалинской поликлинике 79-летняя терапевт принимает пациентов до 23.30, работая без медсестры.