«Проект Нацстратегии охраны психического здоровья широко обсуждается в профессиональном сообществе, Общественной палате, Госдуме и Совете Федерации. Необходимо более широкое публичное обсуждение проекта с участием педагогов, соцработников. Проблемы психиатрии и наркологии назрели, отступать некуда», – считает главный внештатный специалист-эксперт по психиатрии Росздравнадзора Николай Незнанов.
По его словам, главная проблема – это «побочные действия» реформы здравоохранения. Они привели к сокращению коечного фонда и числа психиатров.
Другой ключевой вопрос – несоответствие структуры психиатрических учреждений реальной структуре психических расстройств. Имеются в виду сложности с охватом пограничных заболеваний: неврозов, хронического
стресса, депрессии.
Ожидается, что к 2020 году количество состояний нетрудоспособности в связи с депрессией сравняется с нетрудоспособностью из-за сердечно-сосудистых заболеваний. С одной стороны, это объясняется улучшением выявляемости, но с другой – очевиден прямой рост заболеваемости. Так, становится больше молодых инвалидов по психическим заболеваниям: 80-90% – это люди до 40 лет с инвалидностью по шизофрении, биполярным расстройствам.
Крайне актуальная тема – проблемы пожилых. Люди старше 60 лет подвержены болезни Альцгеймера и деменциям. Здесь требуется междисциплинарный подход, потому что зачастую такие больные нуждаются не в медицинской помощи, а в социальном уходе. Даже в Петербурге и Москве в психиатрических стационарах 20% пациентов нуждаются в социальной помощи, но их некуда выписывать – мест в соцучреждениях недостаточно.
«В 1990-е годы мы отмечали рост психических расстройств среди детей и подростков, он опережал даже взрослую заболеваемость. С начала 2000-х рост остановился, сейчас показатели стабильны. Но проблем достаточно», – говорит главный детский психиатр Минздрава в СЗФО Игорь Макаров.
Одна из основных – необоснованная госпитализация подростков с криминальным поведением.
«Ребенок из детдома или неблагополучной семьи украл, подрался – и его кладут в психбольницу, потому что общество не знает, куда его девать. Психиатр обязан сопротивляться и не госпитализировать без оснований.
Но получается, мы караем за возраст», – отмечает Игорь Макаров.
Волнуют главного детского психиатра и проблемы детского аутизма.
«Нет никакой эпидемии, есть проблема гипердиагностики, – подчеркивает он. – США расширили перечень диагностических критериев, сюда начали относить детей с РАС (расстройствами аутистического спектра). А фонды помощи аутистам растут вообще как грибы».
Заболеваемость по учтенному алкоголизму за последние 10 лет снизилась в полтора раза, показатель частоты алкогольных психозов – в два раза. Но при этом смертность от случайных отравлений высока, а количество «пьяных» аварий на дорогах выросло за 10 лет в полтора раза.
«Очень много недоказательных методов лечения, предлагающих избавить от зависимости за один укол, – рассказывает замдиректора по науке Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева Евгений Крупицкий. – Это все – шаманство, плацебо, то есть обман больного. Болезни зависимостей – это хронические, рецидивирующие, но поддающиеся лечению заболевания».
Как сообщалось ранее, европейское сообщество работает над гуманизацией психиатрии: пациентов стараются переводить на лечение в амбулаторных условиях по месту жительства. Подробнее читайте: Угроза или улучшенная реабилитация: чем грозит реформа психиатрии.