Калининградского реаниматолога обвиняют в убийстве новорожденного в роддоме

Врача-реаниматолога Калининградского перинатального центра Элину Сушкевич задержали по делу о смерти недоношенного ребенка в роддоме №4 Калининграда. В ноябре 2018-го года следствие возбудило уголовное дело по этому же поводу против и.о. главврача роддома №4 Елены Белой. Как считает следствие, в роддом поступила женщина, которая родила якобы жизнеспособного ребёнка. Новорожденному нужно было ввести дорогостоящий препарат, но Елена Белая, по версии следователей, приказала не давать лекарство и младенец умер. Арест Белой вызвал мощный резонанс в СМИ и возмущения коллег, которые назвали обвинения абсурдными. В правительстве пояснили, что ребенок родился массой 700 граммов на 23-24-й неделе беременности, а роженица поступила в роддом необследованной. При этом у женщины предыдущие две беременности закончились выкидышами. Спасти младенца было невозможно.

Российское общество неонатологов 29 июня сообщило, что по ч 2. статьи 105 УК РФ «Убийство малолетнего, заведомо находящегося в беспомощном состоянии группой лиц по предварительному сговору» задержана врач-реаниматолог Эллина Сушкевич. В связи с этим врачи опубликовали коллективное обращение к “гражданскому обществу”:

“Ребенок родился в родильном доме №4 Калининградской области с экстремально низкой массой тела 700 граммов на сроке беременности 23 недели и 3 дня, что находится на грани жизнеспособности, и прожил около 5 часов. Во всем мире вероятность выживания таких пациентов без тяжелых осложнений не превышает 5-10%. В родильный дом для оказания лечебно-консультативной помощи и перевода ребенка в Перинатальный Центр была вызвана неонатальная реанимационная бригада, в состав которой входила врач анестезиолог — реаниматолог Элина Сергеевна Сушкевич. Однако состояние глубоко недоношенного пациента было настолько тяжелым, что транспортировать его в перинатальный центр не представилось возможным и, несмотря на все усилия врачей, он умер в стенах родильного дома №4.

Ранее СМИ публиковали информацию, о том, что ребенок погиб из-за того, что ему не ввели жизненно важный препарат — сурфактант, однако, как выяснилось позднее, эти обвинения были ложными. Согласно первичной медицинской документации — ребенок получил всю необходимую реанимационную помощь, включая искусственную вентиляцию легких и эндотрахеальное введение сурфактанта. После того, как рассыпалось обвинение в неоказании помощи с целью экономии дорогостоящего препарата, следователи выдвинули новое обвинение – теперь в предумышленном убийстве…

Не располагая материалами следствия, мы находим деяние, инкриминируемое врачу неонатологу (анестезиологу-реаниматологу), абсурдным по своей сути. Мысль о том, что врач анестезиолог-реаниматолог приходит на работу, чтобы лишать жизни детей, не укладывается в сознании нормального человека. Каждый новорожденный для врача — часть его души. Врачом-неонатологом движет, прежде всего, мотивация, привитая в процессе освоения специальности, — желание лечить и спасать детей. Когда врач-неонатолог, приложив всю энергию и знания, проводит реанимационные мероприятия, возвращая ребёнка к жизни, можно ли представить, что в другой ситуации он намеренно и хладнокровно эту жизнь отнимет? А сейчас, исходя из статьи обвинения, мы являемся свидетелями того, что именно эту мысль нам и пытаются внушить.

В последние годы в средствах массовой информации активно навязывается мысль, что врач, посвятивший себя профессии возвращать к жизни и выхаживать новорожденных, в том числе глубоко недоношенных детей, представляет потенциальную угрозу для общества. Такая мысль воскрешает в памяти самые мрачные страницы средневековья и темнейшие периоды жизни нашей страны. Тем более, что всякий раз подобные обвинения оказывались клеветой.

В СМИ опубликована информация, что готова комплексная экспертиза качества оказания медицинской помощи глубоко недоношенному новорожденному и на этом основании выдвинуто обвинение. Мы не хотим подвергать сомнению качество проведенной экспертизы, однако в памяти у нас осталась информация, известная из СМИ, о найденных токсических концентрациях спирта в крови у маленького мальчика, попавшего под колеса машины во дворе своего дома, что впоследствии оказалось результатом недобросовестной экспертизы, а также сфабрикованное (с участием сотрудников правоохранительных органов) уголовное дело в отношении небезызвестного журналиста Голунова, получившее широкий общественный резонанс.

Мы, врачи-неонатологи и анестезиологи-реаниматологи, хотим донести до гражданского общества очевидные истины — врачи делают все возможное для сохранения жизни и здоровья детей! Врачи призваны лечить, а не отнимать жизни, как это следует из обвинения! Происходящее на наших глазах навязывание обществу глобальной идеи о «врачах-вредителях» и ее истеричное распространение средствами массовой информации разрушительно для всего общества. Следующим шагом видится массовое гонение и уголовное преследование врачей, как наиболее юридически уязвимого слоя населения России. И после этого общество рассчитывает получить качественную медицину?

В настоящее время все профессиональные медицинские сообщества нашей страны прилагают максимальные усилия по совершенствованию качества медицинской помощи путем разработки и внедрения современных клинических рекомендаций. Национальной Медицинской Палатой совместно с Департаментом образования Минздрава России внедрена система непрерывного образования врачей, в том числе врачей-неонатологов. Создана система независимой экспертизы качества лечения. Росздравнадзором и профильными департаментами Минздрава России осуществляется непрерывный мониторинг за состоянием медицинской помощи в регионах. Ведущие специалисты лучших медицинских учреждений страны еженедельно выезжают в различные регионы с целью оказания консультативной, лечебно-диагностической и организационно-методической помощи.

Однако ежегодно растет количество уголовных «медицинских» дел, и работать врачами становится просто страшно. Проще совсем уйти из медицинской специальности, нежели пытаться спасать жизни больных, находящихся в критическом состоянии потому, что в случае неудачи, обусловленной объективными причинами, придется ходить на допросы следователей, обученных поиску серийных убийц, но по понятным объективным причинам не имеющих знаний в медицине. Однако с таким подходом к врачам медицина вряд ли станет качественнее, а кадровый дефицит (который в настоящее время испытывают многие регионы, в том числе и Калининградская область) будет нарастать.

Во всем мире медицинские ошибки разбираются медицинским профессиональным сообществом. В России, насколько нам известно, подобная практика существует в судейской системе. Это связано с тем, что там слишком высока цена ошибки (так же, как и врачебной), а судьи — обычные люди (как и врачи) и, к сожалению, иногда ошибаются. Оптимально, если врачебные ошибки будут разбираться медицинским профессиональным сообществом, а компетентные органы будут подключаться​ только при наличии признаков умышленного причинения вреда здоровью (или халатности), подтвержденных профессиональными медицинскими сообществами, действующими под эгидой Национальной медицинской палаты.

Обвинение врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации новорожденных Перинатального центра Калининградской области Сушкевич Элины Сергеевны в преступлении, предусмотренном в части 2 статьи 105 УК РФ, с точки зрения созданной в нашей стране системы перинатальной помощи, медицинской логики и здравого смысла носит абсурдный характер. Действия следственных органов, призванных оберегать общество от реальных и потенциальных угроз, приведут к обратному результату: общество лишится сначала одного, а потом и многих других высококвалифицированных врачей.

Медицинское сообщество крайне обеспокоено тем, что наша коллега, на счету которой сотни спасённых жизней, тысячи вылеченных детей, сейчас лишена возможности исполнять свои должностные обязанности, что неотвратимо скажется на качестве медицинской помощи, оказываемой во всей Калининградской области, так как Элина Сергеевна является основным врачом, осуществляющим транспортировку и лечение самых тяжёлых новорождённых детей в перинатальном центре Калининградской области.

У нас есть основания полагать, что следствием, сделавшем выводы о виновности нашего коллеги в преступлении, могла быть допущена ошибка. По этой причине Общероссийская общественная организация содействия развитию неонатологии «Российское общество неонатологов», членом Совета которого является Сушкевич Э.С., настаивает на максимальной прозрачности следственных действий, на создании государственной комиссии для расследования по данному делу, а также на перепроверке материалов, явившихся основанием для обвинения, Центральным аппаратом Следственного Комитета Российской Федерации.

Являясь коллективным членом Национальной Медицинской Палаты, Общероссийская общественная организация содействия развитию неонатологии «Российское общество неонатологов», объединяющая большинство ведущих врачей-специалистов, оказывающих все виды медицинской помощи новорожденным детям, готова активно включиться в работу по независимой судебно-медицинской экспертизе в рамках инициированного против нашего коллеги уголовного дела с целью максимальной объективности расследования.

Как сообщалось ранее, в Калининграде главврача роддома № 4 обвинили в смерти новорожденного и подделке его медкарты. Доктора задержали и посадили в СИЗО. Врачи и юристы объяснили абсурдность обвинений: подделывать документы для статистики не было смысла, так как иностранцы в ней не учитываются, препарат “Куросорф”, который якобы пожалела главврач, не считается дорогостоящим и имеется в роддоме в избытке, а сама формулировка „возможно, назначение препарата спасло бы младенца“ — не основание для обвинительного заключения. Подробнее читайте: Врачи объяснили, почему обвинения главврача калининградского роддома абсурдны

Смотреть комментарии

  • Даёшь смертную казнь для врачей! Чтоб не мучились... Анестезиолог-реаниматолог

    • Казнь - это сначала суд, прокуроры, адвокаты...хлопотно и долго. Выдавать каждому пациенту по пистолету для отстрела неугодных медиков на месте...

Поделиться