Из больниц массово исчезают санитарки: работой нагружают медсестёр

Из 12,5 тысяч сотрудников младшего медперсонала в клиниках города осталось не более 6 тысяч. И возможно, это не предел, перевод работников из санитарок в категорию «прочие» кое-где еще не завершен.

Сами сотрудники, оказавшиеся в числе «прочих», потерей записи «медицинский работник» в трудовой книжке недовольны: они лишились льгот и обещанного повышения зарплаты в соответствии с «дорожной картой». А она, в соответствии с майскими указами президента, предписывает довести среднюю заработную плату младшего медицинского персонала и среднего медицинского персонала к 2018 году до 100% от средней зарплаты по региону. В Петербурге в 2016 году она составляла в среднем 30,6 тыс рублей, в 2017-м должна вырасти до 38,4 тысяч рублей и составить 80% от средней зарплаты по региону.

Спорное предложение уравнять в заработках специалистов, получивших специальное образование и выполняющих работу с высоким уровнем ответственности, и неквалифицированных работников, в профессиональные обязанности которых входит в большинстве случаев уборка помещений, вынудила Минздрав разработать в прошлом году профессиональные стандарты для младшего медицинского персонала.

– В ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» четко сказано, что медицинский работник – тот, кто участвует в оказании медицинской помощи, – рассказал «Доктору Питеру» заместитель председателя комитета по здравоохранению Константин Клюковкин. – Но до сих пор существовала нестыковка в наименованиях должностей в законодательстве. Поэтому Минздрав и ввел профстандарты для младшего персонала. То есть, если сотрудник прошел соответствующее обучение, выполняет процедуры ухода за пациентами, является помощником медсестры (переворачивает лежачих, выносит судно, выполняет гигиенические процедуры для предотвращения пролежней – Прим. ред.), он – медицинский работник. Если моет пол и протирает поверхности мебели – технический работник.

Как рассказал Константин Клюковкин, в профессиональных стандартах для младшего медицинского персонала четко обозначены требования к занятию этой должности. Основное – наличие профессиональной подготовки. К концу года в клиниках провели оптимизацию – проанализировали, какие функции выполняет конкретный работник, и оставили в должностях младшего медперсонала далеко не всех, кто до этого работал санитарами. Право занимать эти должности получили только те, кто выполняет медицинские функции и прошел соответствующую профподготовку. При этом больше всего санитарок перевели в технические работники в амбулаторных учреждениях, в больницах – около 50%.

Понятно, что эта перестановка снизит и нагрузку по повышению заработной платы в соответствии с «дорожной картой». На вопрос «Доктора Питера» «Сколько денег сэкономили на переводе санитарок в техсотрудники?» в масштабах городской системы здравоохранения, Константин Клюковки ответил:

– Это будет понятно через год, когда посчитаем, сколько сотрудников переведены в категорию «прочие», сейчас мы знаем только, что на 1 января 2016 года их число уменьшилось вдвое. Безусловно, этот перевод должен дать экономию фонда зарплаты, а клиникам нужны деньги для ее повышения. У нас же сложилась ситуация, в которой работники, занимающие немедицинские должности, получали очень высокую заработную плату, не всегда имея на то основания. При переводе им был гарантирован уровень зарплаты, который начислялся до перевода, за исключением стимулирующих выплат, предназначенных по закону медицинским работникам.

До сих пор уход за пациентами в стационарах в большинстве отделений городских больниц был номинальным. Платежеспособные родственники вынуждены для ухода за лежачим пациентом нанимать сиделок, круг которых сложился практически в каждой больнице. Те, кто не может оплачивать их услуги, берет отпуск и ухаживает за немощным родственником самостоятельно. Пациенты, которые не могут рассчитывать на заботу со стороны близких, могут надеяться только на помощь санитарок и медсестер, которых, как правило, не хватало.

Сейчас, когда санитарок почти не стало, не всем медучреждениям удалось обучить персонал – эта нагрузка легла на медсестер. Но по нормативам и их в городских медицинских учреждениях недостает: сегодня на должностях среднего медицинского персонала работают 39 тысяч человек. По расчетам комитета по здравоохранению, не хватает более 400 медсестер.

Источник: Доктор Питер

Фото: Евгений Асташенков/ ДП

Как сообщалось ранее, случай нападения на фельдшера скорой медпомощи в Саратове показал, что врачи часто беззащитны в конфликтных ситуациях, считает оргсекретарь межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. Подробнее читайте: Профлидер: В бригады скорой помощи надо вернуть санитаров.

Поделиться