• Medrussia:
Российские медучреждения увязли в долгах

Общий долг медицинских учреждений России составил больше 4 млрд рублей. Рейтинг должников возглавили три региона страны, однако есть и те, кто не попал в список. Эксперты назвали причины появления проблем с деньгами у бюджетных больниц.

Появился рейтинг Минздрава по регионам страны, где есть долги медицинских организаций перед контрагентами. Об этом рассказал член комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный, сообщает “Федерал-Пресс”. Общая сумма совокупной кредиторской задолженности превышает четыре миллиарда рублей.

Список оказался в распоряжении редакции «ФедералПресс». В первой тройке антирейтинга оказались Ульяновская область (долг – 1,3 млрд руб.), Кемеровская область (1,1 млрд руб.), а также Красноярский край (1 миллиард). Не сильно отстала столица, медицинские организации которой задолжали более 686 млн рублей. При этом медицинские организации 19 регионов страны не имеют долгов. Это Татарстан, Чувашия, Свердловская, Воронежская и Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Алтай, Бурятия и ряд других субъектов.

«Функции директора территориального Фонда обязательного медицинского страхования – абсолютно бухгалтерские, а стратегическое распределение имеющихся средств – это фактически функция профильного министерства. Из-за недофинансирования территориальной программы из областных бюджетов имеющиеся средства фонда последние годы неэффективно «размазываются» на весь пласт медицинской помощи», – добавил Алексей Куринный.

Восемь лет назад вместе с принятием закона об обязательном медицинском страховании страна начала переходить на одноканальную схему финансирования больниц и поликлиник. Если раньше отрасль снабжалась более чем наполовину из бюджета, то за последние годы все больше денег поступает из Фонда обязательного медицинского страхования. При этом ФОМС проверяет, как потрачены деньги, правда, по плану нечасто – примерно раз в два года.

Как рассказал заместитель главврача одной из государственных больниц на условиях анонимности, деньги в бюджете лечебного учреждения формируются за количество пациентов исходя из платных услуг, а также за счет частично поступающих средств из бюджетов.

«Например, в месяц больница получила миллион рублей. Всеми деньгами распоряжается главврач. Из них он выплачивает зарплату, оплачивает ЖКХ, бензин, ремонт автотранспорта, закупает лекарственные препараты на больницу», – рассказывает врач. Денег явно не хватает, потому что большая часть суммы уходит на зарплату, сократить которую руководитель не может, за это санкции. «А на остальное остается около десяти процентов, включая закупку препаратов. Денег хватает на минимальное число лекарств для экстренной помощи, поэтому их врачи предлагают покупать пациентам за свой счет», – добавил доктор.

Представитель медицинской организации предлагает такие решения. Например, повысить коэффициенты ФОМС за оказание помощи каждому больному по каждому заболеванию, что увеличит доход больницы. Или резко увеличить нагрузку врачей «по количеству приема пациентов, постановке ими не всегда правильных диагнозов и назначению ими различного рода не всегда нужных, но дорогостоящих дополнительных методов обследования», а потом выставить счет страховщикам. Что они зачастую и делают. При этом нагрузка по числу пациентов на каждого врача ограничена.

Бывают ситуации, когда денег больнице хватило и даже еще осталось. Тогда главврач может выплатить надбавку себе и ряду подчиненных, а врачей по своему желанию лишить премий. А статистика выдаст среднемесячную зарплату по учреждению, и она будет соответствовать майским указам президента.

«Кроме того, больницы с высоким доходом также наседают на врачей, требуя увеличения их загрузки для зарабатывания большего количества денег», – сказал медработник.

Чаще всего люди болеют в Москве, Челябинске и Перми. Таковы результаты соцопроса, проведенного агентством Zoom market.

«Только 32 % россиян берут больничный, 46 % опрошенных переносят болезнь на ногах, в том числе посещая работу, а 22 % респондентов указали, что берут несколько дней за свой счет, чтобы «отлежаться дома», – рассказал представитель агентства Андрей Штыров. При этом по уровню медицинского обслуживания населения столица тоже занимает первое место. В пятерке лидеров, помимо Москвы, оказались Краснодар, Новосибирск, Санкт-Петербург.

«Действительно, кредиторская задолженность у многих медучреждений имеет порой цифры, которые уже давно привели бы к банкротству в частном секторе. Но даже сравнение регионов показывает, что где-то кредиторка выше, где-то ниже. Но я скажу больше – даже внутри региона часть больниц в глубоком кризисе, а часть не имеют долгов», – рассказал директор реготделения Всероссийской гильдии защиты медицинских работников Роман Алехин.

То есть при одинаковом тарифе ФОМС одни главные врачи находят вариант управлять так, чтобы не уходить в минус, а другие – нет. При этом чаще там, где нет кредиторки, гораздо ниже число жалоб от пациентов. По словам Романа Алехина, если сейчас добавить денег в систему, то «недобросовестные главные врачи просто обогатятся еще сильнее, а денег в медицине больше не станет». Он предлагает выделить отдельной статьей оплату труда медработников.

«Но тогда мы переходим к плановой системе и признаем, что страховая медицина и ФОМС себя не оправдали. И надо вернуться к советской системе управления здравоохранением, что я лично поддерживаю», – добавил Алехин.

Что касается закупок лекарств и других услуг, эксперт выступает за единого заказчика. «В Курской области губернатор Роман Старовойт посчитал, что за год можно сэкономить до миллиарда рублей на централизованной закупке лекарств. Но для этого в системе здравоохранения должны появиться управленцы нового качества, а иначе систему ждет коллапс», – считает собеседник «ФедералПресс».

Есть и другая проблема – ФОМС выгодно штрафовать больницы, так как медорганизации вынуждены много средств возвращать страховщикам. При этом персональной ответственности главврачей нет.

«Причин долгов медицинских организаций несколько. Они могут быть связаны как с планированием органов медицинского страхования, так и с недостаточно качественной организацией работы в самом учреждении. Но есть и проблема в самом федеральном законе № 44 о закупках», – рассказал член комитета Госдумы по охране здоровья Борис Менделевич.

По словам депутата, закон о закупках сыграл важную роль в борьбе с коррупцией, но в нем прописаны очень длительные процедуры и не отработан механизм, особенно по закупкам в медицине. Например, больница объявила конкурс на закупку препарата до февраля. Если никто не заявился, конкурс продляют.

«Получается, лекарство, которое пациентам нужно в марте, приходит в июне. Здравоохранение нельзя планировать вдолгую», – добавил Менделевич.

По словам депутата, надо «менять 44-й закон, сократить сроки и прописать методику определения максимальной цены, дороже которой закупать нельзя». Закон также не дает возможности сегодня проводить переговоры с фармацевтическим рынком, чтобы понять реальную цену лекарства на рынке. Проблема обостряется, например, при орфанных заболеваниях, где нужны эксклюзивные препараты, и нагрузка ложится на бюджет регионов.

«Надо формировать справедливую цену. А сегодня стоимость нужного орфанным больным лекарства в России может быть дороже, чем в Европе», – сообщил парламентарий.

«Проблема в том, что денег на медицину выделяется с каждым годом все больше, а уровень оказания услуг в государственном здравоохранении не меняется. Молодежь бежит оттуда. Я сам пять лет работал хирургом в государственной больнице и заработок имел меньше, чем у санитарки или уборщицы», – рассказал руководитель частной стоматологической клиники, хирург Алексей Сошников.

По словам эксперта, из-за существующих стандартов ФОМС врач мало времени проводит с пациентом, и это проблема общемировая. Он привел пример, как в Германии удаляли зуб и через полчаса выгнали человека потому, что время закончилось, а зуб остался. Другая проблема – страховые компании согласны каждый год выплачивать деньги на пломбы, и «в итоге стоматолог госклиники ставит пломбу сроком на год, чтобы получить деньги страховщиков», – рассказал эксперт.

По словам Сошникова, надо уделять внимание образованию врачей и повышению их квалификации. «Надо срочно переучиваться, повышать зарплату, чтобы невозможно было существовать врачам, заинтересованным в «леваках». А нормативы общения с пациентами – увеличивать, докторам давать ассистентов и сократить по максимуму бумажную писанину», – добавил врач.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры