Всё это неизбежно скажется самым серьёзным образом как на частной, так и на государственной медицине.
У нас ведь медицина, по сути, на хозрасчёте. Деньги медицинские организации получают от ФОМС, а сам фонд получает деньги в том числе и из налогов. А налогов нет — никто не работает, карантин. Например, ЦБ РФ уже подсчитал убытки от месячного карантина в 1,5-2% ВВП (на медицину в 2020-22-м заложены 2,9%). А тут ещё и «простой» медицинских организаций в связи с их принудительным перепрофилированием под приём больных с COVID-19 и с жесткими ограничениями (а где-то и полным запретом) на обычную плановую работу.
Полагаю, что вал больных по окончании эпидемии будет очень большим — это будет «отложенный спрос», плюс запущенные случаи и осложнения из-за отсрочки начала лечения. «Обычные» ведь болезни никто не отменял, и многие пациенты могут своей очереди на лечение и вовсе не дождаться. Не дожить.
А что такое «вал» больных? Это очереди и задержка с медицинской помощью. И всё это на фоне убыли медиков — кто-то заболеет, (а кто-то умрёт), кто-то уволится… Но самое главное – медработники отправятся в заслуженный отпуск или на учебу, которые до этого были отложены. Наручниками медиков к батарее не прикуёшь.
А денег на лечение больных у ЛПУ не будет. И у государства тоже — например, на квоты ВМП.
Медицинская помощь станет менее доступна даже остро в ней нуждающимся, а время её ожидания возрастёт. И тут уже с уверенностью можно прогнозировать рост смертности и инвалидизации среди населения. В том числе и среди трудоспособного возраста.
Так что сама эпидемия ещё «цветочками» может показаться в сравнении с её последствиями.
Автор: врач Игорь Семёнов