Нацмедпалата предлагает внести существенные изменения в 72 статью о правах медицинских работников Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», включив в нее понятия крайней необходимости и обоснованного риска. Эти понятия сегодня находят отражение в Уголовном кодексе РФ, и в правоприменительной практике не считается преступлением деяния, совершенные в обстоятельствах крайней необходимости и обоснованного риска, даже если они влекут за собой определенные негативные последствия. В Нацмедпалате полагают, что необходимо адаптировать эти нормы уголовного права для медицинских работников, чтобы врачи в определенных ситуациях не боялись рисковать ради спасения больного и при этом их действия не расценивались бы как правонарушения. В частности, предлагается добавить в ФЗ №323 следующие пункты:
– При наличии состояния крайней необходимости не является правонарушением причинение медицинским работником вреда здоровью пациента либо нарушение нормативных предписаний и (или) должностных инструкций при оказании экстренной или неотложной медицинской помощи для устранения непосредственной опасности, угрожающей жизни или здоровью пациента, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и причиненный вред являлся менее значительным, чем предотвращенный вред.
– Медицинский работник имеет право на обоснованный риск. при оказании медицинской помощи в целях сохранения жизни и здоровья пациента. Риск признается обоснованным при наличии совокупности следующих условий: указанная цель не могла быть достигнута действиями, исключающими вероятностную возможность причинения пациенту вреда, медицинский работник оказывал медицинскую помощь исходя из приоритета интересов пациента, в соответствии со своей квалификацией, ожидаемая польза превышала возможный риск причинения вреда пациенту, медицинская помощь осуществлялась на плановой основе, с учетом профессиональных требований и должностных инструкций, принципов (положений) доказательной медицины, учитывались особенности индивидуального состояния пациента, пациентом или его законным представителем было дано добровольное информированное согласие.