Молодой врач из горбольницы № 20 со скепсисом относится к российской вакцине «Спутник V» — ее закупили больше всего.
— Помню, как в начале декабря в [ковидном] госпитале сказали, что надо будет вакцинироваться. Никто не обрадовался. Все такие: «Нет, спасибо, мы не будем». Думали, просто откажемся, и прокатит. Потом узнали, что для того нужны основательные причины, — говорит мужчина.
Врач вспоминает, как тогда работавшие на одном этаже медики вместе придумывали, как можно будет отказаться от вакцинации.
— У кого поллиноз, панкреатит, другие хронические болячки. Кто-то, кажется, даже язву себе сочинил. Всякое придумывали, чтобы отмазаться, — признался врач. — Были и те, кто согласился на вакцинацию, но таких — буквально единицы. Остальные составили список, почему нельзя к нам применять вакцину, и нас больше не трогали.
Единственная причина, которая заставит медика передумать, — угроза увольнения.
Его коллега по госпиталю отказалась от вакцины из страха, что разработанный за несколько месяцев препарат повлияет на возможность стать матерью.
— Такое часто бывает с новыми вакцинами. Я молодая, детей нет — есть что терять, в общем. В подопытные крысы не нанималась, — отрезала врач.
Она переболела ковидом в начале осени: никаких симптомов не заметила, антитела проявились при тестировании. Это сделало вакцинацию ненужной.
— На всякий случай сказала начальству, что планирую в ближайшее время заводить семью и беременеть. На самом деле в планах этого нет. Но беременеть можно только спустя полгода после прививки, и это сработало. Многие женщины-врачи на моем этаже сказали то же самое. Никто не допытывался, правда ли весь этаж собирается уйти в декрет. Причину приняли, нас просто оставили в покое, — добавила она.
Другой сотрудник горбольницы № 20 сделал прививку от COVID-19, потому что после увиденного в «красной» зоне боится за родственников.
— У меня большая семья. Две бабушки, дедушка, родители — все живем в одном доме. А я регулярно хожу в зону. Конечно, тщательно соблюдаю меры безопасности, всегда хорошенько моюсь в душе после захода. Но мне очень страшно, что я принесу инфекцию в дом, и мы потеряем кого-то из старших из-за меня. Я не хочу, чтобы они оказались в черном пакете на каталке. Поэтому я сделал прививку и наконец смог хоть немного расслабиться.
Медик добавил, что после введения вакцины несколько дней чувствовал недомогание, но организм быстро вернулся в норму.
Редакция ознакомилась с перепиской в одном из чатов медперсонала Ростовской областной клинической больницы. Мы публикуем сообщения без правок, убрав лишь имена участников беседы.
8 декабря, 13:34, руководитель: Прошу срочно ознакомиться с инструкцией по вакцинации против COVID-19, расположенной в папке обмена «Эпид. отдел — коронавирусная инфекция-вакцинация против COVID-19». Предоставить списки желающих привиться (образец списка там же) с наличием иммунного статуса. Информацию предоставить к 15:00.
13:35, медик: —
13:35, другой медик: —
13:35, руководитель: Просто напишите, кто хочет, и всё.
13:35, руководитель: Молчание до 15:00, значит, никто.
13:57, еще один медик: Привет. Я не буду делать прививку.
13:58, руководитель: Можете просто написать, кто будет, и всё. Если не хотите, просто промолчите.
В этот день нет ни одного сообщения от желающих привиться.
9 декабря, 17:16, руководитель: Будем все сдавать кровь на антитела. Если антител не будет — прививаться.
17:17, медик: Ок.
17:17, другой медик: Когда надо сдавать?
17:18, руководитель: Списки по 4 человека делаю.
17:18, руководитель: Напишу.
17:18, еще один медик: Прививаться обязательно?!
17:18, медик: Они решили добровольно-принудительно это сделать.
17:31, руководитель: Да.
Следующие несколько дней руководитель присылает в чат списки по 4 человека.
16 декабря, 15:31, руководитель: Завтра сдаете!!! И никаких «не могу» и так далее.
15:31, медик: Постараюсь, но мне к 9 на смену.
15:34, руководитель: Я устала слышать крики, я всё делаю вовремя, я всё подаю вовремя, я всё вам объясняю! А всё равно получаю за то, что вы то выполняете, то не выполняете указания старшей сестры!!!
15:37, руководитель: Меня все уже замучили, девочки, со всех сторон все.
15:38, руководитель: [Эпидемиолог] орет как ненормальная [мат].
15:38, руководитель: Невозможно просто.
15:38, руководитель: Орет, что вы не сдаете кровь.
15:39, другой медик: Мы ее приехали сдавать.
15:39, руководитель: Теперь сделали планерку и разнесли нас, чтобы все завтра сдали, кто не сдал с 14.12 по 17.12.
16:04, медик: Хорошо. Ждем команды. Уже хочется сдать эту кровь, чтобы проблем [у руководителя] поубавилось. Ну хоть немножко.
16:21, руководитель: Хочется закрыть этот госпиталь, ибо проблем всё больше.
Сотрудник РОКБ в разговоре с корреспондентом 161.RU подтвердил, что руководство больницы с декабря требует поголовной вакцинации персонала.
— Если есть медотвод — аллергия или серьезные показания, тогда да [можно избежать вакцинации]. А если просто не хочешь делать прививку, тогда увольняйся. Руководитель в том чате была только передатчиком, над ней стояли другие начальники, — утверждает медик.
Другой врач РОКБ заявил, что сначала отказался от вакцинации, но когда зашла речь о списках, понял, что «дело серьезное».
— Когда спрашивают, хочешь делать прививку или нет, это твое решение. Ты сам думаешь, надо ли это. А когда начальство составляет списки и присылает инструкции, в какое время сдавать кровь на антитела, где доверенный врач и где тебя будут колоть, это уже совсем другой разговор.
По словам медика, он привился бы в любом случае — лучше переболеть, чем столкнуться с осложнениями на сердце, легких и других органах после болезни. Только давление руководства всё равно считает «не совсем красивым».
Главный врач областной клинической Вячеслав Коробка первым привился от COVID-19: сначала сделал прививку 26 ноября, а 16 декабря закрепил второй дозой.
— Было легкое недомогание: три-четыре дня после первой прививки, один день — после второй. Температура не поднималась, но было ощущение, что что-то не так. Состояние — как перед простудой, какие-то мышечные боли, — рассказывает Коробка.
По словам врача, его иммунитет проявился рано, и на 24-й день после введения первой дозы уровень антител в крови восьмикратно превысил необходимый для появления иммунитета.
— Я уже хожу в зону в обычной маске, — признался Коробка. — Не заболел, последствий нет. Зато есть уверенность, что я не подвержен этому заболеванию.
Областная больница получила для вакцинации медперсонала обе российские вакцины: «Спутник V» и «ЭпиВакКорона». Привили 183 врача — 163 человека получили «Спутник V», 20 медиков — «ЭпиВакКорону».
Серьезных осложнений среди них не зафиксировали. Несколько заболели COVID-19 после первой прививки — это не удивительно, говорят в больнице, ведь процесс вакцинации тогда еще не завершился.
Многие в коллективе РОКБ, особенно персонал нековидных отделений, переболели задолго до начала вакцинации. По словам главврача, вакцины с избытком, поэтому руководство разговаривает с вакцино-диссидентами и убеждает их сделать прививку.
— Могу сказать так: принудительно — это когда человека к батарее пристегнули и ввели препарат. А сила убеждения, речи, слова очень значимы, — отвечает Коробка на вопрос о принудительности процедуры.
Главврач заявил, что беседует с подчиненными и рассказывает о преимуществах вакцины, после чего люди обычно соглашаются ввести препарат. Он уточнил, что не увольнял сотрудников за отказ от вакцинации.
— Я никого в кабинете насильно не колол. <…> Когда человек живет в своей квартире и отвечает условно только за жизнь кота, это его личное решение. А если человек идет в коллектив и к ослабленным больным людям без защиты, он угрожает жизням. Я хотел бы спросить о правах тех людей, которые болеют и доверяют свою жизнь врачам. Чаще всего это люди в возрасте. Вакцино-диссидент рискует заразить их, несет смертельную угрозу. Была б моя воля, я бы для ряда профессий [сделал бы вакцинацию] обязательной. Хочешь работать — должен привиться, чтобы не нести угрозу людям. Не хочешь прививаться — меняй профессию. Врач не должен нести смерть. Но это мое частное мнение, — добавил Коробка.
Главврач назвал отказы врачей от вакцинации безответственными поступками, ведь за время течения болезни в инкубационном периоде медик успеет заразить десятки пациентов, несколько из которых наверняка умрут.
В апреле Вячеслав Коробка запланировал проверить содержание антител в крови, чтобы убедиться в том, что вакцина продолжает защищать его и пациентов.
— Мы не знаем, в течение какого периода вакцина будет действовать. У нас нет схожего опыта. Если бы ее создали 5 лет назад, было бы другое дело. А ее изготовили полгода назад. По предположениям, будет действовать от года до двух.
Главврач РОКБ рекомендовал прививаться «Спутником V», компоненты которого показали эффективность против коронавируса MERS и лихорадки Эбола:
— Если бы я доверял больше другой вакцине, то ей бы и привился.