Зарплата у врача ковидного госпиталя практически вдвое выше дохода доктора из обычного медицинского учреждения Ростова. В среднем эти суммы составляют 117 902 и 65 455 рублей соответственно, сообщила начальник управления здравоохранения города Ольга Мельникова.
Средний медицинский персонал в ковидном госпитале получает около 73 тысяч рублей (для сравнения – 41,5 тысячи рублей в МБУЗ), младший персонал – около 43,7 тысячи рублей (почти 35,5 тысячи рублей в городской больнице).
Как отметил глава администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко, при этом врачи муниципальных поликлиник часто работают на основном месте на полставки, остальное время посвящают труду в частных клиниках. Для того, чтобы мотивировать медиков работать в муниципальных учреждениях, в прошлом году им выдали 50 служебных квартир от администрации донской столицы. Планируется обеспечить таким жильём также фельдшеров и водителей скорой помощи.
Но ростовские врачи, которые начинали свой трудовой путь в муниципальных поликлиниках, а сегодня успешно и с удовольствием работают в частных, говорят, что дело совершенно не в материальной стороне вопроса. Или по крайней мере, не только в ней.
«Зарплата в частной клинике действительно выше, иногда значительно. Но в списке причин для выбора негосударственной медицины деньги стоят на одном из последних мест», – говорит врач-отоларинголог ростовского медицинского центра «Моя клиника» Мария Евдокимова.
По её словам, врачу куда важнее комфорт на работе. Даже пациенты в частной клинике относятся к доктору лучше, чем в государственной. Шансов, что вам будут хамить, на вас будут кричать и жаловаться, особенно по пустякам, на порядок меньше. Руководство клиники тоже, как правило, не исходит из предположения, что специалист «никуда не денется».
«Врач в частной клинике может спокойно и качественно выполнять свою работу. Больше времени закладывается на один приём. Это не 7 минут, как в городской поликлинике, а 20–60. Столько, сколько врачу нужно для работы. Очень важно, что в негосударственном учреждении можно выписать пациенту то лекарство, которое ему нужно, а не то, которое положено. Ты смело можешь назначить пациенту нужные анализы, опираясь на потребности человека, а не на то, «что есть в поликлинике» и «нельзя назначать платные анализы, а то жалобу напишут». Здесь нет потока пациентов «мне только спросить» и «примите меня после окончания приёма, мне надо». Нет переработок и меньше риск выгорания», – перечисляет Мария Евдокимова.
«Сейчас причина ухода врачей в частный сектор не в деньгах, в поликлиниках и стационарах после нескольких сеансов повышения разумные зарплаты, – согласна гинеколог ростовского медицинского центра «Ревиталь» Наталия Артикова. – Это побег из хаоса. Уход от большого объёма выматывающей, бессмысленной работы в бюджетных организациях, прежде всего, от тонн никому не нужных бумаг. В частных клиниках этого совсем нет. Там только пациенты, их истории болезни и врач».
Отравляет жизнь специалиста и большое число начальников.
«Заведующая отделением, её заместитель, начмеды, заведующая заведующих… Все эти руководители с дополнительными нагрузками на врача, которые не оказывают никакого влияния на лечебный процесс, но при этом отнимают много времени», – говорит гинеколог.
По словам Наталии Артиковой, для нее главная причина ухода в частную медицину – это свобода: «Когда ты работаешь просто доктором, не обращая внимание на тарифы ОМС, на руководящие приказы, ты сам можешь регулировать свой график приема. Потому что все мы разные: кто-то любит работать с утра, кому-то удобно только вечернее время. Можно задержаться после приёма, а можно уйти пораньше, если у тебя личные дела. И конечно, первое, что делает доктор, уходя в частную медицину, отдаёт один из выходных дней на приём. Потому что пациентам это удобнее».
Сейчас в РостГМУ более трёхсот студентов учатся по целевому направлению от управления здравоохранения Ростова-на-Дону. Эти молодые специалисты должны будут отработать минимум три года в больницах и поликлиниках донской столицы после окончания вуза. Но ни это, ни служебные квартиры, ни повышение зарплат не удержат врача в районной поликлинике, если ему утром не хочется вставать и идти на работу. Если на службе у него хаос, нет поддержки, нет понимания у начальников и пациентов, что врач – такой же человек. И относиться к нему нужно по-человечески.