В России предложили отменить НМО, так как она превратилась в «погоню за баллами»

Министерство здравоохранения России разрабатывает типовую программу для дополнительного профессионального образования медиков. Подразумевается, что новая форма обучения придет на смену балльной системе НМО, которая превратилась в «гонку за баллами» и не отражает действительные профессиональные навыки врачей.

Предлагаемые поправки в закон «Об образовании» были опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов в середине мая. Законопроект разработали в Минздраве, сейчас он находится на этапе обсуждения.

По закону врач обязан продолжать образование на постоянной основе. Полагающиеся за это баллы нужны в том числе для продвижения по службе. Для этого в России существует так называемая система непрерывного медицинского образования (НМО), которая включает в себя курсы и мероприятия для повышения квалификации после получения диплома.

Медики должны повышать свою квалификацию и как минимум каждые пять лет проходить аккредитацию, объясняет заведующая отделением брахитерапии в Институте ядерной медицины, онколог, доктор медицинских наук Ольга Кравец.

«То есть на сегодняшний день каждый врач озабочен тем, чтобы пройти очередную аккредитацию по специальности, а зачастую и не по одной специальности, набирая определенное количество баллов», — сказала Кравец.

В результате получение дополнительного образования нередко превращается в формальную погоню за необходимыми баллами, признает она.

Предполагается, что типовые программы дополнительного профессионального образования, о которых идет речь, должны прийти на смену баллам НМО, рассказывает Светлана Юшкова, заместитель декана по профессиональному образованию Финансового университета при Правительстве РФ, где реализуются программы дополнительного образования для медиков.

«Не секрет, что зачастую баллы начислялись за участие в конференциях и прочих мероприятиях, которые дополнялись какой-то частью образовательной программы. Однозначно типовые программы нужны для повышения квалификации по прикладным навыкам в области меняющихся медицинских технологий, например, работы на медицинском оборудовании, программном обеспечении и т. п.», – сказала Юшкова.

При этом разработка типовых программ для ДПО является не нововведением, а возвратом к прежней практике, обращает внимание проректор по учебной работе Института профессиональной переподготовки Международного медицинского центра «СОГАЗ» Ольга Гончаренко.

«С советских времен и до 2011–2012 годов Минздрав РФ занимался разработкой таких программ, которые тогда назывались унифицированными», — сказала Гончаренко.

С 2013 года Минобразования ввело единые требования к тому, как должны строиться программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включая соотношения теории и практики. Тогда же Минздрав начал разрабатывать примерные программы, которые находятся в открытом доступе и представляют собой «скелет», который каждая образовательная организация дополняет собственным содержанием, актуальным для медиков в конкретном регионе. Эта практика используется сейчас.

Поэтому внедрение предложенных поправок кардинально ситуацию не изменит, но «позволит унифицировать требования к подготовке медиков и уровню их профессиональных компетенций, обеспечит преемственность при подготовке медицинских кадров в разных регионах, а значит, создаст равные условия для получения пациентами медицинской помощи в любом уголке страны», считает Гончаренко.

С дополнительным профессиональным образованием для медиков сегодня работают вузы и частные компании — они получили возможность официально присутствовать в этой сфере с 2013 года. Такие компании обязаны получать лицензию на ведение образовательной деятельности, которая является подтверждением того, что компания соблюдает требования «Закона об образовании».

В то же время в интернете есть достаточно площадок, которые продают образовательный контент для медиков; создают такие продукты — например, вебинары или онлайн-марафоны — и сами врачи, ориентируясь на аудиторию своих коллег. Во многих случаях, однако, это делается без получения лицензии, говорит Светлана Юшкова.

«А это значит, что качество этого контента никем не регулируется, не выверяется его соответствие образовательным стандартам ДПО, установленных законом», — сказала Юшкова.

При этом Минздрав как организация, которая курирует соответствующую сферу, может рекомендовать перечень областей, в которых необходимы программы ДПО для медиков, но их непосредственной разработкой должны заниматься вузы или образовательные площадки, имеющие лицензию, убеждена она.

Поскольку проходить дополнительное обучение медикам необходимо в том числе для карьерного роста, представление об их эффективности зависит от изначальных целей, отмечает Светлана Юшкова.

«Если врачу срочно нужно набрать баллы НМО, то для него эффективной будет любая программа, которая с наименьшими затратами позволит получить эти недостающие баллы. А вот если действительно стоит вопрос о качественном повышении квалификации, которая позволит профессионально вырасти, в этом случае обращают внимание на содержательный контент и преподавательский состав программы ДПО, именно они будут критерием эффективности», – сказала Юшкова.

Стереотипный, «негибкий и зачастую устаревший» подход некоторых классических вузов к таким программам, а также подмена реального повышения квалификации «торговлей документами под маркой дистанционного обучения» можно отнести к основным недостаткам действующей сегодня системы дополнительного профессионального образования, заключила Ольга Гончаренко.

Поделиться