На второй день после родов ему провели эндоваскулярную процедуру – баллонную ангиопластику аортального клапана. Через несколько месяцев стало понятно, что аортальная недостаточность и фиброэластоз эндокарда прогрессируют. На этом фоне развилась недостаточность митрального клапана, легочная гипертензия, появилась сердечная недостаточность.
«Эндокард — внутренний слой камер сердца в норме является тонкой оболочкой. Но аортальный стеноз, ишемия, видоизменяют ее. Представьте себе тонкую бумагу — кальку, например, и картон. Между ними – огромная разница в эластичности, растяжимости. Так вот, фиброэластоз эндокарда превращает внутренний слой камеры сердца из тонкой бумаги в картон. Такой «картон» мешает росту сердечных мышц, в целом эффективной работе сердца. А самое страшное – если фиброэластоз появился, он ведь уже никуда не денется сам, и если не вмешаться, то болезнь не остановить, она будет прогрессировать. И сердце просто не выдержит. В нашем Центре есть опыт успешной помощи маленьким пациентам с таким пороком, поэтому мы готовы были помочь и Стефану», – рассказал заведующий детским кардиохирургическим отделением ФЦВМТ Вячеслав Белов.
28 июня ребёнку провели сложную комплексную операцию на открытом сердце с использованием искусственного кровообращения. Кардиохирурги выполнили пластику митрального клапана, выполнили процедуру Росса-Кона – устранили стеноз выходного тракта левого желудочка и провели замену аортального клапана его клапаном-близнецом – легочным клапаном ребенка. В позицию легочного клапана имплантировали легочный гомографт. Специалисты также устранили фиброэластоз левого желудочка.
«Устраняя фиброэластоз, мы, по сути «срезали картон» внутри сердца, сделав его снова способным сокращаться и растягиваться. Это было не просто, ведь речь идет о стенке сердца ребенка, толщина которой – несколько миллиметров. Чёткой границы между эндокардом и сердечной мышцей нет. Уже во время операции был виден результат. На интраоперационной эхокардиографии участки фиброэластоза фактически не определялись, нормализовалась функция и форма левого желудочка», — добавил Белов.
По данным пресс-службы Минздрава, операция прошла успешно, Стефан на следующий день после вмешательства был переведен из реанимации в палату. Ребенок идет на поправку, очень активный, много двигается, играет.