Тут к нам на днях запрос пришёл от командира воинской части с просьбой предоставить сведения о военнослужащем, который некоторое время лечился в гражданской больнице. Возник резонный вопрос – а можно ли эти сведения предоставлять, ведь по смыслу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” командир воинской части не является субъектом, которому можно передавать подобные сведения без письменного согласия пациента.
Но на самом деле – можно. И вот почему.
Согласно п. 3. ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия пациента могут разглашаться по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. В свою очередь, согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся командиры воинских частей.
Таким образом, в случае инициирования расследования командиром воинской части в отношении военнослужащего он имеет право обратиться в медицинскую организацию с соответствующим запросом о предоставлении определённых сведений, составляющих врачебную тайну пациента-военнослужащего, а медицинская организация имеет право предоставить такие сведения по данному запросу на легитимной основе.
На что следует обратить внимание:
1. В адрес медицинской организации должен поступить официальный письменный запрос, подписанный командиром воинской части.
2. В этом запросе обязательно должно быть указание на проведение в настоящий момент расследования, фигурантом которого выступает пациент-военнослужащий, а также на статус лица, подписавшего данный запрос.
3. Медицинская организация по данному запросу имеет право предоставить определённые сведения, информацию, однако саму медицинскую документацию, порядок предоставления и ознакомления с которой регламентирован соответствующими приказами Министерства здравоохранения, может не предоставлять. См., в частности, п 9. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1.06.2017 № 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан».