Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая признает, что тема для законодателей тяжелая с точки зрения проработки, но считает идею реализуемой.
«Пренатальное усыновление — это когда женщина забеременела, но она понимает по каким-то причинам, что не сможет жить с ребенком, по финансовым причинам, например. Приходит в женскую консультацию с целью сделать аборт, а ей вместо этого предлагают выносить, родить и передать другой семье», — говорит Буцкая.
Она отмечает, что пренатальное усыновление не станет заменой аборта, полный запрет прерывания беременности депутаты сейчас не обсуждают. Татьяна Буцкая говорит, что идею пренатального усыновления уже поддержала Русская православная церковь, а это «серьезная сила».
При этом даже у самих сторонников законопроекта есть ряд вопросов к его реализации.
«С большой вероятностью, что женщина, когда доносит, уже не отдаст ребенка, потому что это ее ребенок, но даже если откажется — есть семья, которая усыновит ребенка. И мы как государство не теряем этого ребенка. Однако у нас тут остается много вопросов: как быть с теми, кто стоял в очереди на этого ребенка, за деньги или без денег, как, на каких условиях, какая законодательная база, какие договора они заключают», — заявляет Буцкая.
Помимо юридических препятствий, есть и этические. Как отмечает психолог, психотерапевт Полина Зелексон, женщина на этапе всего процесса беременности отношение к ситуации действительно может меняться: «Этот вопрос о таком законодательстве очень и очень спорный, если женщина заключает подобный договор на втором месяце беременности, то к девятому она может переменить это решение».
Отмечается также, что очень высок риск коррупционного сговора и торговли детьми.
«Это тяжкое преступление. Поэтому если такой закон будет рассматриваться, то нужно смотреть, какой механизм предложат законодатели. Нужно предусматривать законы-спутники — ужесточать наказание за торговлю детьми. Государство должно быть гарантом того, что этот ребенок не попадет на органы, не будет вывезен на экспорт, не попадет в семью, где будет трудовая или сексуальная эксплуатация. Если всё это будет предусмотрено, то такой законопроект необходим», — уверенна секретарь Гиппократовского медицинского форума, на котором обсуждалась эта инициатива, Инна Ямбулатова.