«Регионы не анализируют ситуацию, не погружаются в детали, которые связаны с тем, что происходит у них конкретно. Что происходит в конкретных лечебных учреждениях, что происходит в конкретных семьях, что мешает семье или молодой женщине иметь ребенка», — сказала Голикова.
Она отметила, что только 6,8% женщин активного репродуктивного возраста прошли диспансеризацию в 2022 году. Также Голикова заявила, что сегодня 100% нацеленности на повышение рождаемости не наблюдается.
Первый заместитель министра труда и социальной защиты Ольга Баталина сказала, что для активного вовлечения регионов в процесс повышения рождаемости, Минтруд разработал «линейку роста» абсолютного числа рождений до 2030 года для каждого субъекта. Все разработанные оценки демографического потенциала представят на экспертизу в министерство труда, а затем будут разработаны региональные программы.
Одна из реальных причин снижения рождаемости в стране связана с очередной демографической «ямой».
Сегодня пришло время рожать поколению 90-х, а как известно, рождаемость в тот период была на историческом минимуме. То есть, грубо говоря, рожать особо не кому. Плюс, конечно, желание рожать отбивает и военный конфликт с нестабильным финансовым состоянием и неуверенность в завтрашнем дне на фоне ухода мужчин на СВО. Это явные и логичные причины, сдерживающие семьи к рождению детей — причем так в истории нашей страны в подобных ситуациях было всегда.
Непонятно, какие еще причины хотят выискивать чиновники, как и неясно, что имела ввиду Татьяна Голикова, заявляя о происходящем “в конкретных лечебных учреждениях”. Уж, не попытка ли это искать корень зла среди врачей? Возможно, и решение дать каждой поликлинике по сексологу — очередная эвристическая чиновничья идея для повышения рождаемости.
Обожаемая российскими органами власти Всемирная организация здравоохранения как-то заключила, что только 10% здоровья человека зависит от системы здравоохранения, остальное же — от социальных условий, образа жизни и наследственности.
Например, в некоторых среднеазиатских странах, а также странах Африки система здравоохранения более отсталая, чем в России, но тем не менее эти страны обгоняют Россию по уровню рождаемости. В том же Таджикистане, с которым Минздрав РФ торжественно объявил о налаживании сотрудничества, правительству пришлось даже создавать программу по сокращению количества родов. Темпы прироста населения попросту не выдерживает экономика. Также для сравнения: в Зимбабве, с которыми накануне министр здравоохранения обсуждали “перспективы сотрудничества”, “коэффициент фертильности” — 3,6 условных ребенка на женщину, в России же — 1,6 (по официальным данным Росстата).
Поэтому на медицину уж точно нужно валить всё в последнюю очередь, ведь система здравоохранения, в том числе и сами врачи, имеют очень отдаленное отношение к регулированию рождаемости.