Заведующая кафедрой аллергологии и иммунологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО), д.м.н., профессор Наталья Ненашева рассказала о том, насколько эффективно в России лечат бронхиальную астму.
По ее мнению, специалисты, особенно врачи общей практики, терапевты и педиатры, очень боятся выставлять диагноз «астма», так как это высокая ответственность.
«При этом пациентам ставят совершенно нереальные, мифические диагнозы: астматический бронхит, бронхит с астматическим компонентом, обструктивный бронхит, предастма. Таких болезней нет! То есть, какую мы наблюдаем картину: у пациента давно астма, а диагноза нет и нет адекватной терапии, а назначаются короткодействующие бета-агонисты (сальбутамол, фенотерол), которые снимают симптомы, но не лечат воспаление. Последствия мы видим — прогресс заболевания с неблагоприятным исходом», — объяснила профессор.
Ненашева подчеркнула, что в основе любого вида астмы независимо от фенотипа лежит воспаление, которое эффективно лечится ингаляционными глюкокортикостероидами. Она напомнила, что короткодействующие бета-агонисты ни в коем случае не должны применяться изолированно, они могут рассматриваться только как сопутствующая терапия у пациентов, которые постоянно применяют ингаляционные стероиды.
Также эксперт обратила внимание на проблему доступности генно-инженерной биологической терапии для большого числа российских пациентов: «Генно-инженерная биологическая терапия может существенно облегчить течение тяжелой бронхиальной астмы вплоть до клинической ремиссии, но пока мы говорим о ее достижении осторожно. <…> Пока это очень дорогая терапия, она эксклюзивная и предназначена прежде всего для пациентов с тяжелой астмой. По данным национального регистра пациентов с тяжелой астмой, за последние четыре года не более 9% получают биологическую терапию».
Чтобы повысить охват пациентов ГИБП необходимо увеличение федеральных и региональных льгот на это лечение, во многом это зависит от организации работы региональных пульмонологических и аллергологических центров, считает Ненашева.