В 23-м году довольно существенно снизилось количество поступивших в Следственный комитет сообщений о преступлениях, связанных с так называемой ятрогений (врачебными ошибками) – с 5,7 тысячи до 4,431 тысячи. Однако, дел уголовных возбуждено более чем на 20% больше – 2,33 тысячи против 1,86 тысячи в 22-м году, а решений об отказе в возбуждении дела вынесено в два раза меньше: в 2022-м году (2,7 тысячи), в 2023-м (1,37 тысячи). Также серьезно увеличилось количество дел в отношении врачей по статье 238 УК РФ, которая грозит реальным сроком. Количество обращений граждан, казалось бы, снижается, но количество уголовных дел увеличивается. Однако, из положительного: количество врачебных дел, направляемых в суд, снижается.
Руководитель отдела по расследованию ятрогенных преступлений СК РФ (2019-2022 г.г.) Дмитрий Зинин:
Полагаю, что следователи стали более взвешенно относиться к фактам регистрации заявлений пациентов и их родственников, возросло понимание, что установленные УПК сроки проверки — максимально 30 суток — невозможно за такой срок объективно разобраться во всех обстоятельствах. Поэтому целесообразно, чтобы использовать все механизмы, предоставленные уголовно-процессуальным кодексом, следствию необходимо возбудить — поэтому количество дел возросло.
С учетом общей тенденции к снижению количества сообщений о преступлениях, снизилось и количество отказов в возбуждении уголовного дела. В 23-м году окончено значительно меньше – это связано с серьезным снижением количества прекращенных уголовных дел: было в 22-м году прекращено 1909, а в 23-м – 1023. Однако есть понимание, что остаток дел, находящихся в производстве следственных органов, растет. Сейчас он, насколько мне известно, уже более 5 тысяч медицинских дел составляет. Это говорит о том, что продлеваются сроки и очень часто решение о прекращении дела или о направлении дела в суд принимаются годами. Это объективно связано со сроками производства комиссионных судебно-медицинских экспертиз.
Что касается направленных в суд дел — их количество в 2023 году снизилось и составило 149 против 174 в 2022. Небольшая для медицинского сообщества положительная тенденция. Снизилось так же еще и количество врачей, обвиняемых по направленным делам в суд – 177, а было в 22-м году 193. Также более чем в два раза снизилось количество лиц, оправданных судом: было в 22-м году 19, а в 23-м – только 8. Это говорит о том, что, наверное, более качественно расследованные дела поступили в суд, а суды уже реже выносят оправдательное решение в пользу медицинских работников.
По возбуждению уголовных дел с учетом общего тренда к увеличению их количества и по основным статьям показатели тоже увеличились по ч. 2 ст. 109 с 1396 до 1657 (на 261 дело).
Но более тревожная статистика связана с увеличением количества дел, возбужденных по статье 238, если по части первой 238 в 22-м году было 138 дел, то в 23-м – 216, а по части 2, это тяжкий состав, напомню, преступления было 136 в 22-м году, а в 23-м уже 247.
Получается, что по ст. 238 возбуждается почти 20% дел от общего количества, то есть каждое пятое — настораживающая тенденция. Субъектами уголовного преследования по 238-й только в каждом третьем случае становятся медицинские работники частной системы, а остальные 2/3 – это врачи и средний медперсонал государственных медицинских учреждений.
В итоге, с учетом количества дел, которые сейчас расследуется в стране с учетом общего количества медработников, примерно каждый 150-й врач (и постепенно приближается всё к каждому сотому) находится под угрозой уголовного преследования (численность врачей у нас была на конец прошлого года 565 тысяч человек, а сейчас примерно 5,5 тысяч дел в производстве). То есть около 1% врачей у нас привлекаются к уголовной ответственности.
Прямая речь специально для «Медицинской России».