• Medrussia:
Что такое современная психиатрия?

Откроем Международную классификацию болезней десятого пересмотра (МКБ), раздел F (психические расстройства и нарушения поведения). Она действует в России с 1999 года. Там мы увидим, что значительная часть диагнозов – это вовсе не тяжелые и относительно редкие расстройства, а достаточно распространенные явления. 

Назову несколько распространенных состояний, обнаружив которые в списке психиатрических диагнозов, многие удивляются: заикание, речь взахлеб, энурез, бессонница, сонливость, преждевременная эякуляция и многое другое.

Тут можно обвинить психиатров в том, что они любые отклонения хотят обозвать болезнью и залечить. Но это и раньше было не совсем так. А теперь и совсем не так.

Краткий экскурс в историю психиатрии

До конца 18 века люди с сильно выраженными нарушениями психики содержались вместе с бродягами, преступниками, нищими, проститутками. На волне развития материалистических и гуманистических идей возникло понимание того, что безумцев не стоит уравнивать с преступниками, появилась практика содержания «сумасшедших» в больницах. Так родилась психиатрия. Она занималась именно тяжелыми нарушениями.

В конце 19 века на фоне успехов медицины окончательно оформилась концепция, что психические нарушения — это болезни головного мозга по типу болезней тела. Каждая со своей этиологией, патогенезом и клиническим течением. Доказательств этому не было, но это стало рабочей гипотезой, которая дала толчок развитию психиатрии. И хотя до сих пор нет окончательно убедительных доказательств этой гипотезы, но зато есть много фактов, которые удобно вписываются в эту модель и позволяют изучать и лечить психические расстройства.

То, что доказательств все же нет, подтверждается хотя бы тем, что один из немногих разделов МКБ, где нет ни одной болезни, это раздел F. Там есть психические расстройства и нарушения поведения. Да и по данным исследований и клинической практики нет четкой корреляции между степенью повреждения головного мозга и выраженностью психических расстройств. Бывает повреждение тяжелое, а расстройство относительно слабовыраженное. Бывает повреждение и не обнаруживается, а расстройство налицо.

Вернемся в историю. Тогда же в конце позапрошлого века из-за роста числа городских жителей и развития психоанализа в поле зрения психиатров попадают «полупомешанные». Люди более адаптированные в обществе, чем настоящие «помешанные», но имеющие определенные проблемы, которые к здоровому состоянию отнести не получалось. Их назвали «невротиками» и «психопатами». Так родилась малая, пограничная психиатрия. И хотя было понятно, что в этих случаях важную роль играет общество и личность, все равно психиатры предполагали (а сейчас и обнаруживают) определенные биологические особенности, позволяющие таким состояниям развиться.

Психиатрия до того времени развивалась преимущественно в стенах больниц. В начале 20 века психиатрия пытается выходить за их стены. Например, в нашей стране появляются психоневрологические диспансеры. Но акцент на медицинской модели и больничном лечении не способствовал тому, чтобы процесс выхода состоялся. Пограничная и малая психиатрия на то пограничная и малая, чтобы оставаться на периферии.

Во второй половине 20 века происходит революция в психиатрии. Появляются психотропные лекарства, множество направлений психотерапии, пациенты все больше лечатся не в закрытых больницах, а в более свободных режимах: дома и в дневных стационарах.

Множество людей добровольно обращаются к психиатрам и психотерапевтам, чтобы решить свои проблемы. Становится ясно, что нет пропасти между безумием и здоровьем, что психические проблемы широко распространены, что от них никто не застрахован и что с ними можно жить относительно и до поры до времени успешно,не попадая к психиатру.

Психиатры окончательно убеждаются, что не получается все свести к биологии. Хотя и появляется много данных, которые подтверждают, что без изменений в головном мозге ничего не обходится. Но объяснить этим всего все равно не выходит.

Психотерапевты раскрывают тонкие особенности мышления и эмоций, которые сопутствуют расстройствам, и показывают, как меняя эти особенности, улучшать состояние и даже устранять расстройства.

Социологи и антропологи показывают, что поведение и психика зависят и от культурных норм. И что в различных культурах и эпохах представления о нормальности разные и даже диаметрально противоположные. Что от ценностей и идеологии зависит, что считается или не считается нормальным, что нужно, а что не нужно лечить.

Оказалось, что создавая благоприятные социальные условия можно уменьшить тяжесть проявлений расстройств или сделать так, чтобы пациент и его окружение чувствовали себя комфортно даже при сохранении расстройства. Что вовсе не обязательно каждого класть в прокрустово ложе нормальности, а можно просто помочь обрести место в обществе со всеми своими особенностями.

Тогда и рождается современная психиатрия

Она в самом буквальном смысле биопсихосоциальная. В ее понимании биологические, психологические и социальные факторы в равной степени сложнейшим образом взаимодействуют и создают определенные особенности личности и поведения.

Если эти особенности приводят к проблемам, то условно можно назвать их болезнью или расстройством. Скорее для удобства работы с этим. И работа ведется во всех направлениях: биологическом, социальном, психологическом. Можно разрушить порочный круг расстройства на любом из этих уровней.

Приоритет отдается тому направлению, которое в случае именно этого расстройства наиболее эффективно, рационально и отвечает в первую очередь интересам самого пациента. В лечении используются методы со строго доказанной эффективностью и безопасностью: рациональная психофармакотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и социальная поддержка.

Современный психиатр ведет себя как равный по отношению к пациенту. Он предлагает ему различные варианты решения проблем и готов оказать помощь, а противоправные действия, которые совершает пациент, переходят в сферу правоохранительных органов.

Психиатр перестает быть надзирателем, а становится партнером и помощником пациента.

Автор: психиатр Дмитрий Фролов.

Loading...
Дмитрий Фролов
Искренне и без цензуры