Полицейские игнорировали жалобы Юлии Зайцевой. Она сообщала, что ее муж Олег Белов избивает и топит в ванной ее и шестерых детей. В итоге мужчина расчленил всех своих детей и беременную жену, сложил останки в пакет, а затем убил свою мать.
Ситуация осложнилась тем, что Белов наблюдался у психиатров с диагнозом шизофрения. СМИ и население стали говорить о «шизофренике-маньяке», обвинять в бездействии психиатров, сводить всю проблему именно к психическому расстройству и призывать открыть базу данных психиатрических пациентов для МВД.
Вскоре после убийства у меня брала интервью журналистка с телевидения. Она с жаром доказывала мне, что «душевнобольные опасны и нужно их взять под наблюдение полиции». Когда видеооператор вышел, то она приглушенным голосом сказала мне, что сама лежала в психиатрической больнице с биполярным аффективным расстройством. На мой удивленный вопрос почему она выступает за ужесточение психиатрического контроля, она сказала, что отличается от остальных пациентов. Они опасные, а она нет. Интервью, кстати, кажется, не опубликовали. Ведь я не стал поддерживать предрассудок будто «шизофреники – это опасные маньяки».
Похожее отношение я замечал и в самих больницах. Пациенты вполне обоснованно не воспринимают себя как «опасных сумасшедших», хотя и признают, что имеют проблемы. Зато о своих соседях по палате говорят, как о «психах и ненормальных».
Как же произошло это убийство?
Белову не понравилось, как жена подстригла одного из сыновей. Вспыхнула ссора. «Когда жена закричала… Я пошел, взял нож, и произошло все то, что я сделал. Я сам в шоке от того, что произошло со мной. все получилось быстро, само собой», – говорил Белов на суде. Вполне логично затем убить тех, кто мог помочь раскрытию убийства, которое он пытался скрыть. Вероятно, поэтому он убил еще и детей с их бабушкой, а тещу не успел.
По описанию вполне типичная сцена убийства на бытовой почве. По крайне мере эти данные не дают оснований считать, что преступление вызвано шизофренией. Суд признал Белова ограниченно вменяемым. Теперь он отбывает пожизненное тюремное заключение.
Мужчины убивают своих жен и детей достаточно регулярно
В январе этого года в Хабаровске обнаружены сгоревшими женщина с двумя детьми. В убийстве признался предприниматель Павел Иванов. Соседи описывают его как абсолютно адекватного, дружелюбного и положительного человека, а семью как счастливую. У психиатров не наблюдался.
В апреле в Рязанской области произошло убийство женщины с тремя детьми. В убийстве подозревается их муж и отец Олег Горохов. Тоже не наблюдался у психиатров.
Сама шизофрения в редких случаях приводит к совершению убийств. Это возможно при наличии определенных бредовых идей или «голосов» агрессивного содержания, которые встречаются далеко у не всех пациентов с таким расстройством. Но даже само наличие таких симптомов в большинстве случаев не приводит к убийству. Потому что пациент по разным причинам не претворяет в жизнь эти идеи или не подчиняется «голосам». Его поведение не определяется исключительно его расстройством. Многое зависит от его духовных и нравственных ценностей, качеств характера, взглядов, отношения к своему расстройству.
Если же человек с шизофренией и совершает убийство, то в подавляющем большинстве случаев в силу особенностей своего характера, которые сложились до развития расстройства или в связи с злоупотреблением алкоголем, а также под влиянием общей социальной незащищенности. То есть под влиянием тех же факторов, что и здоровые люди.
Убийства вообще, а детей, в частности, это не психиатрический феномен, а биологический, психологический, социальный. Многие виды животных убивают своих детенышей, в различных культурах мира были распространены практики ритуальных детоубийств.
То, что детоубийства перестали быть нормой, во многом заслуга социального развития человечества. Но культ власти, агрессии и мужского превосходства, отношение к женщинам и детям как к собственности и людям второго сорта, лишенным прав и собственного мнения, массовая распространенность домашнего насилия, злоупотребление алкоголем, бедность и социальное неравенство, экономическая нестабильность поддерживают существование этого явления.
Автор: психиатр и психотерапевт Дмитрий Фролов