На персональном сайте губернатора Псковской области было размещено письмо, подписанное жителями деревни с говорящим названием Лютые Болоты (Порховский район).
Люди бьют тревогу: они фактически остались без медицинской помощи. Увы, подобных мест на территории региона с каждым годом становится все больше. Хотя действуют специальные программы, призванные заманить врачей, фельдшеров и медсестер в псковскую глубинку. Вот только фактически все эти системы бонусов не срабатывают
«Не бросайте нас!»
Вот несколько строчек из эмоционального послания деревенских жителей.
«Помогите! Закрыли ФАП. На грани закрытия “Почта России”. Скоро встанет вопрос по водопроводу в дома – старая сеть не выдерживает. Не бросайте нас! Мы честно работали и работаем. И хотим Вашего внимания и достойной жизни…» – такими словами заканчивают селяне свое обращение.
Помимо названных проблем, их беспокоит разбитая лесовозами дорога, неустойчивая мобильная связь, опечатанная месяц назад школа. Впрочем, если говорить о фельдшерском пункте, то юридически его никто не закрывал, просто работать там некому: заведующей исполнилось 70 лет – и она все-таки ушла на пенсию. Местные властные власти, правда, пообещали перевести ФАП из старого помещения в здание закрывшейся школы, но кто согласится поехать туда работать? Увы, ведь это не единственное подобное обращения к главе региона. Который месяц просят прислать фельдшера жители острова Залита, что на Псковско-Чудском озере, однако все их обращения упираются в железобетонное убеждение чиновников профильного комитета, что «им и без экстренной помощи хорошо».
Хотя не все пишут письма. Так, не жалуются начальству жители деревни Теребище Псковского района, хотя ситуация там не лучше. Последний здешний фельдшер Тамара Васильевна Корнеева проработала здесь почти 40 лет, пока не ушла на заслуженный отдых. И сейчас из персонала ФАПа осталась только санитарка. К редким приездам врачей из районной больницы она моет процедурную, топит печь и вообще присматривает за помещением. Может даже давление померить, хотя, случись что, приходится вызывать скорую помощь, а за лекарствами – отправляться уже самостоятельно или в волостной центр, или в Псков. Дорогая туда недлинная, но дорогая: билет (туда-обратно) 500 рублей, а для селянина это очень большие деньги.
– С другой стороны, кого лечить? – недоумевает одна словоохотливая местная жительница. – Раньше в Теребище была волость, но несколько лет назад ее оптимизировали. Закрылась начальная школа, клуб. Сейчас в округе живет человек сто, а в дальних деревнях людей почти не осталось. При советах в Мтеже (полуостров в Псковско-Чудском озере. – Прим. ред.) работали почта, школа, аэродром, акушерский пункт, а сейчас там осталось человек десять. Пустеет село!
Ищите и обрящете!
По словам главного врача Порховской межрайонной больницы Татьяны Горбуновой (в сферу ее ответственности входят и Лютые Болоты), сейчас практически в каждом ФАПе работают люди, которые уже давно достигли пенсионного возраста. Им требуется замена, поэтому на местах эту проблему пытаются решать самостоятельно.
– В этом году мы ждем пополнения медиков среднего звена. После окончания училища приедут сразу две девушки, которые учились по договору, – продолжает врач. – Еще одного специалиста мы нашли в Архангельске. Мы сразу предоставляем ей квартиру – она будет заведовать здешним фельдшерско-акушерским пунктом в поселке Полоное. Второго переселенца ждут на станции скорой помощи – ему больница будет снимать квартиру за свой счет. При этом не забывайте, что медработник среднего звена может претендовать на подъемные в размере 300 тысяч рублей, что немало по нашим меркам.
Согласно официальным данным, на сегодня в регионе не хватает 649 человек среднего медицинского персонала. При этом дефицит кадров отмечается не только в глубинке, но и в самом Пскове – даже в областной клинической больнице требуется более 30 медицинских сестер. Компенсировать этот недостаток должны два училища: псковское и великолукское. Ежегодно они выпускают до 150 человек, но не все выпускники доезжают до места назначения. Примерно треть оттягивает на себя два могучих «пылесоса» – Москва и Петербург, где псковские кадры высоко ценятся за качество подготовки. Как считает директор Псковского медицинского училища Татьяна Кошмак, выходом из положения можно считать целевые направления, когда муниципалитеты, районные больницы заключают договоры с выпускниками с обязательным условием возвращения домой.
– Конечно, они приступают к работе, но разочарование приходит, когда ребята получают первую зарплату – 8 тысяч не деньги, а если уже есть семья, то со временем люди начинают искать работу на стороне, – продолжает Татьяна Геннадьевна.
При этом официально считается, что средняя зарплата медперсонала по области равна примерно 20 тысячам, но те, кто ее получают, признаются: ради таких денег нужно жить на работе. Мало таких, кто готов настолько жертвовать личными интересами.
Главный бонус
Чтобы восполнить дефицит медицинских кадров, область принимает участие в федеральной программе «Земский доктор». За последние несколько лет ее участникам стали уже 38 врачей. Приехавшие работать в глубинку, они уже получили по 1 млн рублей подъемных. Действует система бонусов и в отношении среднего медицинского персонала. Однако, как пояснили в профильном комитете, за первые полгода никто так и не воспользовался возможностью получить от страны 300 тысяч рублей.
Чиновники не теряют оптимизма и в качестве положительно примера называют ту же Порховскую больницу, но и там речь идет о единицах. При этом реальная потребность значительно выше: судите сами, в области действуют около 300 ФАПов, в которых три четверти персонала предпенсионного и пенсионного возраста. Кто придет им на смену? Официальные объяснения сводятся к плохо налаженной работе по профориентации на местах, но в частных беседах чиновники профильного комитета называют утопией веру в то, что двадцатилетняя выпускница медицинского училища поедет месить грязь в те же самые Лютые Болоты. Как убежден Заслуженный врач РФ, вице-спикер областного Собрания Виктор Антонов, «два работающих с незапамятных времен в регионе училища могли бы за несколько лет решить проблему среднего медперсонала».
– Однако этого не происходит. Такая же история с врачами. Сейчас псковский университет с большой помпой открывает лечебный факультет, но я считаю это затею пустой тратой и времени, и денег. Это проблема государственного масштаба, и решить ее в отдельно взятой области невозможно, – убежден эксперт. – Такая же история и с учителями: за последние три года из 1,5 тысячи тех, кто закончили ПсковГУ, работать по специальности поехали всего 200 человек. В основном они закрепились в Пскове и Великих Луках. До восьми районов молодые специалисты вообще не доехали!
А что думают об этом сами чиновники?
– Средства для поддержки молодых специалистов есть, но 300 тысяч рублей, которые обещают молоденькой медсестре, явно мало, – делится своим мнением один из высокопоставленных сотрудников областного комитета по здравоохранению. – Мало будет и пятисот, и даже миллиона! Нужно понимать, что после получения диплома она не поедет туда, где из соискателей на ее руку и сердце только вечно пьяный скотник. Ее главная цель не получить бонус, а выйти замуж, создать семью. То, что она видит на селе, расходится с ее жизненными планами, поэтому мы имеем то, что имеем.
Депутат областного Собрания Ульяна Михайлова, председатель облсовпрофа, не поленилась и съездила в Лютые Болоты. Из глубинки она вернулась с твердым убеждением, что «социальные проблемы села есть прямое следствие нерешенных экономических проблем региона». Но для решения нужна программа, инвестиции, немалые вложения в экономику отрасли. Но когда до них дойдут руки – неизвестно, а жить-то людям хочется сейчас.
Фото Сергея Некрасова.
Источник: Общественный контроль
Как сообщалось ранее, минздрав подготовил проект, предусматривающий внесение изменений в государственную программу «Развитие здравоохранения». Подробнее читайте: В программу «Земский доктор» хотят внести изменения.