Намеренно ли 28-летняя жительница Петербурга не обратилась к врачам, когда у нее начались схватки, или роды были настолько стремительными, что медики ей и малышу помочь не успели бы, доподлинно неизвестно. Вообще, запланированные роды дома – это тема, о которой если и говорят, то очень аккуратно, хотя российское законодательство и не ограничивает женщину в выборе места для родов. Более того, пункт 1 статьи 20 федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предполагает, что можно добровольно отказаться от медицинского вмешательства, в том числе при родах. Насильно поместить женщину в роддом могут только в экстренных случаях: когда есть угроза жизни матери и ребенка или же роженица находится в бессознательном состоянии и не может выразить свою волю.
Почему об осознанных домашних родах предпочитают не распространяться?
Тем не менее о домашних родах не кричат на каждом шагу, потому что есть серьезное сопротивление со стороны медиков, считающих, что рожать дома без присмотра профессионалов – рискованно и безответственно. Например, Елена Фредерикс, главврач СПб ГБУЗ «Родильный дом № 13», уверена: женщин «зомбируют», внушая идею рожать дома, и то, что некоторые поддаются на это, просто ужасно.
– Мы видели очень много плачевных исходов. Рожать в неподготовленных условиях, без профессиональной медицинской помощи – абсурд. И мера ответственности у людей, которые на это решаются, минимальная. Вспомните историю с частной клиникой «Колыбелька». Это же преступление! А мы официальные лица, ведем записи, за каждое действие с нас спрашивается. И ни одна квалифицированная акушерка не поедет принимать роды на дому, потому что это опасно, – считает Елена Вадимовна. Она подчеркивает, что с советских времен многое изменилось, и современные роддома – это уже не те полутюремные учреждения, где женщин кладут лицом к стене, не спрашивая, бреют и ставят клизму. Сейчас с роженицами все обсуждается, и им не стоит бояться казенного отношения к себе и своему ребенку.
К слову, история с упомянутой Еленой Фредерикс «Колыбелькой» еще больше настроила друг против друга сторонников и противников домашних родов. Напомним, создательница нашумевшего петербургского центра родительской культуры «Колыбелька» Елена Ермакова с середины 1990-х до середины 2000-х уговаривала беременных женщин рожать дома, рассказывая об «ужасах», которые творятся в роддомах. Роды на дому Ермакова, будучи акушеркой по образованию, принимала сама, ассистировал ей муж. За свои услуги они, разумеется, брали деньги – и немалые. При этом в России помощь в родах на дому до сих пор не лицензируется, а значит, является незаконной медицинской деятельностью.
В 2006 году петербурженка, чей малыш погиб в процессе родов от черепно-мозговой травмы и перелома основания черепа, рассказала полиции, что рожала дома с Ермаковыми, заплатив за это тысячу долларов. После этого пожаловались еще пять женщин, потерявших детей во время домашних родов с «Колыбелькой», и две, чьи дети из-за непрофессионализма Елены Ермаковой получили серьезные родовые травмы и остались тяжелыми инвалидами на всю жизнь.
В 2009 году Ермаковых осудили: Елена получила 5 с половиной лет колонии-поселения с учетом того, что пока шли следствие и судебные разбирательства, она родила пятого и шестого ребенка, а ее муж Алексей – тот же срок, но условно. В 2014 году Ермакову амнистировали.
Так вот, памятуя об этом громком деле и периодически сталкиваясь с новостями о том, что где-то в России при домашних родах погибли новорожденные или роженицы, окружающие начинают всячески отговаривать женщин, собравшихся рожать, что называется, «сольно».
Почему женщины все-таки выбирают рожать без врачей?
– Вовсе необязательно говорить в женской консультации, что собираешься рожать дома. Тем более что никаких бумаг для этого оформлять не надо. Женщины сплошь и рядом случайно рожают дома. Среди моих знакомых как минимум два случая, когда женщина хотела рожать в роддоме, но просто не успела туда и благополучно родила дома сама. Так вот и с родственниками: если это люди, которые отказываются воспринимать новое, тоже можно не обсуждать ничего. «Мы выбрали роддом, все в порядке», а потом – «Упс, не успели доехать». Ни к чему тревожить людей и самим тревожиться лишний раз, – поделилась своим мнением Надежда.
У нее трое детей. Старшего сына Надежда рожала в роддоме с мужем и акушеркой. Среднюю и младшую дочь – дома, «сольно», но с помощью мужа.
– Причин, по которым женщина решает рожать дома, может быть много. Мне кажется, что одна из самых распространенных – это неудовлетворенность родами в роддоме. Какими бы приближенными к естественности они ни были, все равно там чужие люди, чужие стены и т.д. Лично мне, например, вообще сложно расслабиться при чужих людях. В этом смысле мне повезло в моих первых роддомовских родах: меня оставили в покое, и мы почти все время были с мужем вдвоем в палате, – рассказала многодетная мама.
К домашним родам она готовилась тщательно: не надеялась только на то, что тело не подведет, а интуиция подскажет, как действовать. А потому вместе с мужем изучала физиологический процесс родов и рекомендации на случай возможных осложнений.
– Если у женщины дома спокойная безопасная обстановка и сама она здорова, то вероятность осложнений ниже, чем в роддоме (есть много исследований). В роддоме очень сложно обойтись без вмешательств, а одно вмешательство часто влечет за собой другие по принципу домино, – говорит Надежда.
При этом она считает, что при нормальных родах не бывает таких осложнений, чтобы не успеть доехать до роддома на скорой.
– Поэтому не надо никаким скорым и реанимациям дежурить у подъезда. А вот акушерка или доула – хороший вариант, особенно на первые роды. Надо заранее познакомиться с акушеркой или доулой, выбрать подходящего человека, близкого по духу, – советует сторонница домашних родов.
(Доула – помощница при родах, оказывающая практическую, информационную и психологическую поддержку. – Прим. ред.)
По мнению нашей собеседницы, если что-то пойдет не так, то вся ответственность должна ложиться на родителей.
– Но это только в том случае, если они зрелые люди, а не такие, которые стремятся правдами и неправдами скинуть с себя ответственность, найти виноватого. У таких всегда будет кто-то крайний – врач в роддоме или акушерка в домашних родах. Нужен зрелый подход к вопросу, – резюмировала Надежда.
Без подготовки рожать дома не стоит
Жительница Петербурга Мария Серебрякова – мама трех сыновей. Двоих младших она тоже рожала дома.
– Я вообще придерживаюсь такой позиции, что бог дает жизнь и бог ее забирает. В роддомах смертность выше, чем при домашних родах, но это не афишируют, – говорит Мария.
О домашних родах она узнала, вращаясь в тусовке питерских слингомам, некоторые из которых выбрали эту альтернативу роддому. Марию добавили в закрытые интернет-сообщества, посвященные домашнему рождению детей, затем она стала изучать специальную литературу. По словам девушки, ей оказалась очень близка мысль о том, что роды – это естественный процесс, который не должны прерывать различные медицинские манипуляции, будь то стимулирование, проколы пузыря и прочее.
– Я всегда основательно ко всему подхожу и глубоко погружаюсь в тему, поэтому, прежде чем решиться на домашние роды, изучила все аспекты: какого цвета должен быть ребенок при рождении, какие способы реанимации детей существуют, как обрезать пуповину и другие, – рассказала Мария.
Эти знания ей очень пригодились, когда она рожала второго сына. Роды были сложными, ребенок находился в тазовом предлежании.
– Я родила, ребенок не дышал, а пуповина уже отпульсировала. Мы вызвали скорую, и пока она ехала, реанимировали малыша, отсасывая слизь из дыхательных путей и обливая холодной водой от копчика к голове. Страшно вспоминать. Но когда приехали врачи, сын уже раздышался и кряхтел. Правда, его все равно забрали в роддом, а заодно и квиток из карты беременной, которую выдали в женской консультации. Этот квиток нужен для того, чтобы роддому оплатили оказанные им услуги по родовспоможению, но я-то ими не воспользовалась. Когда мне отказали отдать квиток обратно, я пожаловалась в прокуратуру. И мне стоило больших усилий забрать сына домой. В общем, в роддоме ко мне отнеслись не очень хорошо и в отместку за жалобу в прокуратуру натравили на нашу семью органы опеки, сказав, что я рожала дома, чтобы потом кому-то отдать ребенка. Слава богу, органы опеки увидели, что у нас адекватная семья. Но вся эта нервотрепка повлияла на то, что мое послеродовое восстановление затянулось, – рассказала многодетная мама.
На вопрос, почему Мария рожала «сольно», без помощи доулы или акушерки, девушка ответила, что в первый раз не было средств на помощницу (услуги акушерки стоят около 100 тысяч рублей, доулы – в районе 30 тысяч), а во второй раз она решила, что обладает не меньшими знаниями, поэтому в чьих-то услугах не нуждается. К тому же, если что-то пойдет не так, акушерка и доула самоустранятся, ведь их деятельность в России незаконна. Какой в них толк тогда, недоумевает наша собеседница.
Третьи роды у нее тоже могли быть сложными, поскольку у Марии были низкие тромбоциты. Она уже думала рожать в роддоме, но когда пришла туда на 43-й неделе беременности, ей сказали, что будут стимулировать родовую деятельность.
– Зачем стимулировать? Ребенок еще не собирается появляться на свет, и ему все равно на ваши регламенты! В общем, я против того, что все должно быть по бумажке. Поэтому решила, что и третьего буду рожать дома. При этом до последнего ориентировалась на свое самочувствие. Я все-таки не радикал, и если бы у меня были хоть малейшие сомнения, я бы обратилась к врачам, – подчеркивает Мария Серебрякова.
Она уверена, что выбор места для родов – это личное дело будущих родителей. Кому-то спокойнее и безопаснее в медицинском учреждении, кому-то – в родных стенах. Главное – узнать все детали процесса и понять, что подходит именно вам.
Источник: Общественный контроль
Как сообщалось ранее, детей, умерших в Брянском перинатальном центре, невозможно было спасти. Подробнее читайте: Вероника Скворцова: Детей скандального брянского перинатального центра невозможно было спасти.