В российских поликлиниках не хватает более 10 тысяч участковых терапевтов и педиатров, в Петербурге – около 500. Власти собираются усилить это направление за счет тех студентов-медиков, которые недотянули до интернатуры, а также за счет приезжих.
Глава Минздрава России озвучила эти цифры на недавней встрече с главой государства Владимиром Путиным. По данным министра здравоохранения, в стране не хватает 10 700 участковых терапевтов и педиатров, а также 24 тысяч специалистов по 94 направлениям.
Заметим, два года назад на такой же встрече Вероника Скворцова называла иные цифры. В 2015 году в поликлиниках не хватало 40 тысяч участковых терапевтов, педиатров и стоматологов.
Сейчас медицинские вузы выпускают примерно 36 тысяч врачей в год, из них 26 тысяч учатся на бюджетном отделении. За последние три года число медработников с высшим образованием увеличилось на 17,5 тысячи.
По мнению Вероники Скворцовой, положительная тенденция все же есть – и уже через два года дефицит медицинских кадров в стране будет ликвидирован.
В участковые заманивают петербургской зарплатой и жильем
Где Минздрав собирается набирать новых врачей, можно уже предположить. Один из способов – обязать выпускников медицинских вузов отрабатывать несколько лет в системе поликлиник, причем не только бюджетников, но и студентов платных отделений. В качестве бонуса – приятные карьерные перспективы.
Еще одна мера уже начала действовать. Напомним, с 2017 года попасть в бесплатную ординатуру могут только те, кто показал себя в процессе учебы блестяще или очень хорошо. Тех же, у кого в зачетке оценки ниже четверки, отправят получать знания на «землю», то есть в первичное звено – в участковые терапевты и педиатры.
О том, как Петербург собирается пополнять кадры в поликлиниках, нам рассказала начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи комитета по здравоохранению Петербурга Лариса Соловьева.
– Лариса Витальевна, данные о нехватке терапевтов в петербургских поликлиниках были озвучены года два назад – это около 500 ставок. Сейчас ситуация как-то изменилась?
– Если говорить об основных работниках без совместительства, то цифра остается примерно той же – около 500 ставок. Но по тем, кто совмещает, процент будет выше. Считаю, что в этом году ситуация наладится. Мы сами (и я в том числе) ездили по медицинским вузам, работали в аттестационных комиссиях, агитировали выпускников. Надеемся, что в поликлиники придут 200-300 человек уже в этом году.
– Сейчас уже гуляет мем «троечников – в терапевты». Может быть, звучит несколько обидно, но это так?
– В клиническую ординатуру всегда шли те, кто хотел улучшить подготовку. Однако бюджетных мест мало, они не рассчитаны на всех желающих. Но надо иметь в виду, что аттестат или диплом – не всегда показатель знаний. Известна шутка, что «у хирургов все оценки ниже четверки, потому они туда и пошли». Хотя, конечно, оценки в дипломе важны.
– Но не получается так, что в участковые терапевты пойдут не самые, скажем так, лучшие молодые врачи?
– Участковый врач – это тоже определенная каста, они профессионалы и знают зачастую много больше специалистов. Поэтому нельзя говорить, что это какие-то «примитивные» врачи. Кроме того, чем интереснее жизнь лечебного учреждения – например, совместные выезды, общение – тем лучше, это препятствует профессиональному выгоранию.
– Два года назад мы с вами беседовали о том, как трудно попасть к участковому терапевту в одной из крупных поликлиник Центрального района города. При этом пациентов особенно бесило то, что на сайте поликлиники в ярких красках расписана активная внерабочая жизнь персонала: прогулки в парки, походы и прочее. Люди вполне справедливо говорили, что лучше бы сократили очереди и наладили логистику внутри учреждения, чем совместно развлекались.
– Ну, как сказать. Врачи – тоже люди, и им тоже нужен отдых.
– Ходят разговоры, что в крупные города активно заманивают молодых специалистов с периферии. Что Петербург им может предложить?
– Высокую зарплату. Человек «с нуля», как говорится, сразу будет получать более 42 тысяч, если работать на ставку. Если совмещать еще пол-участка, то, соответственно, больше. У нас есть молодые врачи, которые получают и по 80, 90 тысяч. Кроме того, надо иметь в виду, что эта зарплата гарантированная. Многие пытаются идти в частные клиники, поскольку там изначально зарплаты выше. Но то клиника прогорит, то врача уволят. А у нас все стабильно.
Еще жилье. У нас существует механизм коммерческой аренды, когда учреждение снимает для своих сотрудников жилье, а те платят только за коммунальные расходы 5-6 тысяч. В одной из поликлиник не хватало трех хирургов-травматологов. Так они сняли трехкомнатную квартиру и туда поселили трех молодых хирургов. Таким образом поликлиника решила свои вопросы с кадрами, и медикам удобно.
Молодые рвутся в медицину, а потом – из нее
Тот же вопрос о нехватке участковых врачей задали вице-губернатору Петербурга Анне Митяниной. Анна Владимировна подтвердила, что терапевтов действительно не хватает, однако она убеждена, что в самое ближайшее время в амбулаторное звено придут не менее 300 молодых врачей – выпускников 2017 года.
«Правда, тут вопрос в другом еще: кто их будет учить профессии? Чтобы стать врачом, нужно долго учиться, в том числе на практике. Вся ответственность ляжет на участковое звено. Нужны профессионалы-наставники. Но мы надеемся решить этот вопрос».
Между тем сами молодые выпускники медицинских вузов довольно скептически оценивают свои перспективы в амбулаторном звене.
«Это в СССР уже происходило, в результате чего ввели ординатуру и интернатуру. Любое учебное заведение в России выпускает полуфабрикаты, лишь у небольшого процента есть шанс стать суперпрофессионалом, для чего потребуется пожертвовать семьей, материальным положением, жить в постоянном состоянии должника перед банками и родственниками. В конечном счете правительство России определит, что врачу хватит и 1 МРОТ. Это навсегда отвернет выпускников, давших клятву жертвоприношения (клятву Гиппократа)», – писал полгода назад на сайте «Доктора Питера» молодой врач Игорь.
Его коллега Алексей считает, что выпускников медвузов бросают на передовую.
«Придут абсолютно стерильные выпускники на одну из самых сложных должностей – в участковые терапевты. Год их будут учить еще и на месте, а еще через год-два те уйдут и придут другие. В итоге через несколько лет получится, что на участках самые опытные будут те, кто работает 2-3 года всего, и они уже будут учить вновь пришедших. Это и есть принудительное направление в первичное звено, иначе как еще бесплатно получить желаемую специальность? Никто из наших великих руководителей и учителей никогда в первичном звене не работал и даже близко не знают, что это такое. А потом они же будут кричать о недостаточной квалификации этих самых молодых “специалистов”. По факту людей просто бросают на самую передовую со всей ее юридической ответственностью неподготовленными, переложив обязанности и ответственность за их подготовку на других врачей на местах, заведующих отделениями и администрацию учреждений. К тому же к работе этой они будут относиться не как к своему делу, а как к вынужденной “отсидке” за выбор профессии врача. В первичном звене самое плохое – это даже не зарплата, сложность труда или что-то такое. Самое плохое – отсутствие четких правил игры, когда врач абсолютно всем все должен и обязан, не имея никаких границ ответственности, и при этом абсолютно беззащитен перед пациентом. Любой нормальный человек будет искать себе что-то другое».
Еще жестче комментирует доктор-терапевт Иван: «Раньше мою профессию оскорбляли – “это фельдшеризм”. А сейчас я говорю: “Нет, это страховая медицина”. Протокол написал, счет выставил, больной помер – и слава богу».
Между тем, по последним данным, в 2017 году небывалый конкурс в петербургские медицинские вузы и колледжи. В нынешнем году наиболее популярными стали медицинские специальности. Как сообщили в комитете по науке и высшей школе, на одно место в медицинском институте претендовали до 288 человек. Максимальный конкурс зафиксирован в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете – 15,02 заявлений на место. Однако очевидно, что государство должно придумать невероятно заманчивые перспективы для того, чтобы эти люди через 5-6 лет пришли в обычную районную поликлинику.
В частности, поступают предложения устанавливать стимулирующие надбавки молодым специалистам в размере не менее 50% должностного оклада сроком на 2-3 года, построить для них общежития семейного типа и развивать механизм арендного жилья, предоставляемого на время работы специалистов, разработать целевые программы поэтапной заочно-очной переподготовки участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров.
Например, депутат Московской городской думы Ярослав Кузьминов предлагает пересмотреть действующие нормативы работы участковых врачей и установить новый московский стандарт организации первичной медицинской помощи, а именно – разукрупнить участки, снизив норматив по численности населения, приходящегося на одного участкового врача-терапевта, с 1 700 хотя бы до 1 500; увеличить норматив времени приема терапевтом одного больного – с 15 до как минимум 20 минут; сократить загрузку врачей рутинными операциями, связанными с отчетностью и выпиской рецептов, за счет компьютеризации и внедрения безбумажных технологий документооборота, передачи части функций среднему медицинскому персоналу, а также изменить порядок записи на прием к врачам – узким специалистам по направлению участковых врачей.
Источник: Общественный контроль
Фото: Александр Кондратюк, РИА Новости
Как сообщалось ранее, Минздрав рассчитывает в течение двух лет ликвидировать недостаток медицинских кадров в стране. Подробнее читайте: Скворцова пообещала Путину за три года полностью ликвидировать дефицит медицинских кадров.