• Medrussia:
В Севастополе придумали, как сделать государственную медицину платной

Наступает ночь, город засыпает, просыпается участковый терапевт. Хотя он и не засыпал: днем он лечил пациентов от имени государства, а теперь принимает за деньги. Для него это единственный способ доказать свою эффективность начальству, которое решит — доплатить ему за это или нет. Такое будущее готовит Севастополю новый глава горздрава Бахлыков.

Пермяк Антон Бахлыков нашел способ монетизировать очереди в городских поликлиниках. Он предложил врачам принимать пациентов после рабочего дня — не по полису ОМС, а за деньги. Если система заработает, городская медицина официально станет платной, а врачи «озолотятся» — за адский труд в три смены Бахлыков обещает платить им на 30-50 тысяч больше.

Вчера новоиспеченный глава горзрава поделился с журналистами, какими образом он планирует поднять зарплаты врачам поликлиник. По его словам, зарабатывать на 30-50 тысяч больше в государственной больнице можно, нужно лишь быть эффективным. Если выполнять показатели, нужда в поисках подработки в частной медицине у севастопольских врачей отпадет сама собой.

Сейчас горздрав разрабатывает систему «мотивации» для участковых терапевтов, заявил Бахлыков. В ней учтут все: количество запущенных онкологических заболеваний, количество пациентов, состоящих на диспансерном учете, частоту вызовов скорой помощи с участка.

На первый взгляд, все правильно: там, где врач хорошо лечит, больных должно быть меньше. Однако на деле от доктора зависит далеко не все. У каждого участкового свой район, со своими особенностями. В чем вина врача, под присмотром которого находится участок, где живут преимущественно пенсионеры, привыкшие еще с советских времен вызывать скорую на каждый чих? Не будет же он ходить по домам и разъяснять скучающим, одиноким старикам, зачем нужна экстренная служба. Они так жили годами, они привыкли.

То же и с онкологией, и с диспансерным учетом. Разве виноват терапевт, что пациент годами игнорировал тревожные симптомы и пришел на прием, когда было уже слишком поздно и опухоль стала неоперабельной, а химиотерапия малоэффективной? Разве может врач не поставить на учет пациента, у которого заболевание перешло в хроническую стадию (еще неизвестно кто в этом виноват — наша недоступная и некачественная медицина или сам человек, не заботящийся о своем здоровье)?

Снова во главу угла ставятся абстрактные статистические показатели, а не реальная помощь конкретным пациентам. Как говорится, главное, чтобы на бумаге выглядело красиво.

Тем, кому денег будет не хватать, Бахлыков предлагает подзаработать на платном приеме. Все в тех же государственных клиниках, но после рабочего дня. Судя по тому, что поликлиники города работают до 8 вечера, принимать пациентов доктора должны будут ночью.

«Считаю, что главный врач любого медицинского учреждения может открыть возможность обеспечить платные услуги на территории больницы, поликлиники. Чтобы врачи могли в вечернее время в своих кабинетах принимать больных за плату», — сказал вчера журналистам новоиспеченный глава департамента здравоохранения Севастополя.

По сути, речь идет о фактической легализации платной медицины в Севастополе.

Очереди в поликлиниках города — явление перманентное.  Всевозможные ухищрения — ограниченное число талонов, онлайн запись, и «прием узких специалистов строго по направлениям» — их не уменьшают, а лишь увеличивают.

В начале рабочего дня перед каждым кабинетом скапливается четыре потока: те, кто по записи, те, кто без записи, те, кому просто спросить, и те, кому срочно нужно поставить печать или забрать анализы. В итоге вместо положенных 20 человек в день врач зачастую принимает полсотни пациентов — и это при работе на одну ставку. Наши медики в основном пашут на полторы-две. В итоге выходит сумма, которая позволяет им хоть как-то выживать, а чиновникам — отчитываться о выполнении «майских указов» президента.

Любой врач, которому сказали бы, что отныне он принимает за зарплату только 20 человек в день, а все, что свыше, — за живые деньги, новости бы обрадовался. Ведь в условиях 50%-ной нехватки персонала каждый доктор в городской поликлинике работает за себя и «за того парня» — участковые педиатры и терапевты нередко ведут по 3-4 участка. Но что скажут пациенты, которым однажды объявят, что к «бесплатному» врачу по полису ОМС они сегодня «не успели»?

Насколько реально организовать такой внеурочный прием в севастопольских больницах? Постановление правительства РФ №1006 от 4.10.2012 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», оговаривает условия, при которых медицинские организации, участвующие в реализации программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам РФ, имеют право предоставлять платные медицинские услуги.

В нем прописано, что платно у нас в стране лечатся иностранцы и лица без гражданства, не застрахованные в системе ОМС, а также граждане России, у которых по каким-либо причинам нет полиса. За деньги в больницах примут тех, кто хочет получить медицинскую помощь на условиях анонимности, если таковая не предусмотрена законом.

Клиники имеют право брать плату за установление индивидуального поста наблюдения, более комфортную палату, улучшенное питание. За медицинские препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости.

Еще одна возможность взять с пациента деньги — самостоятельное обращение именно за платной медуслугой, когда гражданин сам отказывается от лечения по полису ОМС и подписывает с больницей отдельный договор. Это сработает только в том случае, если он нуждается в плановой, а не в скорой или неотложной помощи. В экстренных случаях, когда жизни и здоровью угрожает опасность, брать деньги закон запрещает.

Законодательство хоть и туманно, но однозначно прописывает: если у человека есть полис, ему все положено быстро и бесплатно. «Отказ потребителя от заключения договора на оказание платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы», — написано в постановлении правительства.

При таких формулировках загнать гражданина в платный сектор медицины не так-то просто. Но для чиновников севастопольского горздрава эта задача не кажется невыполнимой. Ввод платных услуг в городских больницах поможет им не только выжать максимум из плохо организованной местной медицины, но и повысить свой рейтинг.

Скапливающиеся в очередях люди отнюдь не улучшают показатели по доступности и качеству: чтобы записаться на прем к узкому специалисту, нужно неделями вылавливать талончики, а ожидание сложных обследований и оперативного лечения может длиться месяцами. Медиков пока больше не становится — мешают низкие зарплаты и выросшее в разы количество «бумажной» работы.

Главное сейчас — как-то легализовать платный прием. Будет предложение, и спрос подтянется – как известно, на здоровье не экономят. И те, кто не хочет бесконечно мариноваться в очередях, сами пойдут на платные приемы. В ночное время даже удобнее: не надо отпрашиваться с работы.

Медчиновники уверены: всем будет хорошо.

Врачи смогут прилично подзаработать — в третью смену, ценой сверхусилий, которые обесценят прибавку зарплате, потому что эти деньги людям попросту некогда будет тратить. Очереди в поликлиниках днем уменьшаться. Пациенты будут попадать к врачу в удобное для них время — за деньги, но ведь они сами платят, им никто ничего не навязывает. Формально. А фактически легальные платные услуги дают местным поликлиникам массу возможностей выдавливать пациентов из системы ОМС в платный сектор, где можно заработать больше, если прописать сетку тарифов с выгодой для себя.

Но выиграют ли от этого врачи на самом деле? В идеале пациенты «за деньги» не должны занимать время приема врача и диагностическую аппаратуру, оттесняя в очереди ОМС-ников — за этим строго следят территориальные фонды. Они тщательно проверяют целевое расходование средств, ведь извлекать прибыль из приема застрахованных по закону запрещено, все полученные через систему деньги должны расходоваться на нужды больницы — зарплату врачей, коммунальные услуги, закупку медпрепаратов и оборудования. Если на этих же площадях и этими же лекарствами лечатся «платники», это считается нарушением закона.

Потоки «платников» и «бесплатников» в больницах должны быть разделены. На деле же администрация зачастую гонит всех скопом, а зарплату медикам рассчитывает из фонда ОМС. И врач, принявший человека не по полису, даже не знает, что ему положена какая-то доплата. А если даже и знает, то не может самостоятельно ее рассчитать.

В итоге севастопольцы получат платную медицину. Врачи — не подкрепленную никакими гарантиями возможность подзаработать. А медицинские чиновники — гарантированную сверхприбыль.

Автор: Евгений Фишблат, Примечания

На фото: Единственный на всю деревню доктор коротает полночь после бесконечной смены. США, 1948 год. Фото: Life

Как сообщалось ранее, в Севастополе работает один травматолог на весь город – в горбольнице №5. Подробнее читайте: «Кадровая катастрофа: Севастопольцы врачей за людей не считают».

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры